Автор учебника «200 лет российской оккупации» о своем труде

Автор учебника «200 лет российской оккупации» о своем труде

После войны августа 2008 года в Грузии начала формироваться новая государственная концепция на основе постулата об «оккупации Россией исконно грузинских территорий». Причем власти преподносят ту войну как часть общей политики России по оккупации Грузии, начиная с манифеста Александра первого от 1801 года по присоединению к российской империи восточногрузинского царства Картл–кахетия, до советизации Грузии в 1921 году и, наконец, пятидневной войны. Власти страны, которые явно пытаются превратить тему «оккупации» в идеологическую основу строительства новой, «постсоветской» грузинской нации, используют ее как главный постулат «национально–государственного» мировоззрения. Абхазия и Южная Осетия действительно были важнейшими факторами прежней национальной идентичности, и их потеря болезненно воспринимается не только элитой, но всем грузинским обществом. А на фоне этой болезненной реакции, строительство новой национальной идентичности на бескомпромиссно антироссийской основе уже не составляет особого труда. Поэтому Михаил Саакашвили и его команда не встречают никакого сопротивления со стороны общества, взрывая символы «прежней дружбы» (например, мемориала павшим в великой отечественной войне в Кутаиси) и строительстве в центре Тбилиси монумента «погибшим при отражении российской агрессии в августе 2008 года».

С учетом настроений, царящих в обществе, выступать «против» не смеют даже «официально пророссийские политики» бывший спикер Нино Бурджанадзе и экс-премьер Зураб Ногаидели, неоднократно встречавшиеся в Москве с Владимиром Путиным. Их критика в адрес Михаила Саакашвили носит общий, а не конкретный характер. То есть, они критикуют президента общими словами за «ухудшение российско-грузинских отношений», но не решаются выступить против конкретных решений - воздвижения вышеупомянутого мемориала, проведения общенационального детского конкурса «Российская агрессия моими глазами» или, наконец, разработки учебника для средней школы «200 лет российской оккупации». Учебник подготовлен под эгидой Министерства просвещения Грузии. В его аннотации говорится, что он «отображает историю 200-летнего конфликта России и Грузии, опираясь на многочисленные архивные документы; последовательно описывает разные периоды истории взаимоотношений; анализирует языковедческие и этнологические версии».

Во вводной части книги авторы подчеркивают, что «конфликт состоял и состоит не только из военного противостояния, но и «информационной войны». Судя по всему, сам учебник тоже воспринимается как один из актов «информационной войны». История российско-грузинских отношений разбита на различные «периоды оккупации»: оккупации царской Россией (1801–1918); оккупации советской Россией и СССР (1921–1991) и, наконец, «оккупации правопреемницей СССР – современной Россией двадцати процентов грузинской территории».

О новом учебнике ВК рассказал один из его авторов, профессор Бежан Хорава.

- Как и где зародилась идея создания такого учебника?

- Идея родилась в «фонде имени Шота Руставели» при министерстве просвещения страны. Кроме того, существует депутатский клуб «28 октября», в который входят бывшие члены Верховного совета Грузии созыва 1991 года (речь идет о Верховном совете времен первого президента Звиада Гамсахурдиа, провозгласившего независимость и свергнутого в результате военного переворота в январе 1992 года – ВК). Именно этот клуб начал собирать матерьялы по российско-грузинским отношениям за последние 200 лет. Был создан специальный сайт www.200.org.ge, авторами стали языковед Тариел Путкарадзе и ваш покорный слуга.
Во время презентации сайта 25 февраля, то есть в день советской оккупации Грузии, министр просвещения Дмитрий Шашкин высказал идею, что хорошо бы создать на основе этих материалов школьный учебник. Он предложил нам участвовать в конкурсе по созданию учебника, в котором были бы освещены все этапы российско-грузинской истории за последние 200 лет.
Конкурс объявили в апреле и наша авторская группа победила. Учебник будет иллюстрированным и понятным для подрастающего поколения.

- Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость создания такого учебника?

- Конечно, войной августа 2008 года, когда мы все поняли, что это продолжение 200-летней российской политики в отношении Грузии. Новое поколение должно знать правду об аннексии Грузии в 1801 году, кровавом подавлении восстаний 1804, 1812, 1819-1920 годов, борьбе за независимость.
Кстати, грузинская историография давно работает над этой темой. Иване Джавахишвили (академик, основатель современной грузинской историографии, – ВК) еще в 1919 году издал книгу о российско-грузинских взаимоотношениях в XVIII веке. Но до последнего времени этот труд замалчивался, поскольку советским властям было невыгодно говорить правду.
Наш учебник предназначается для учащихся средних школ 11-12 классов. Естественно, все эти вопросы будут отражены и в основном учебнике, но вспомогательный учебник предлагает углубленный анализ и изучение проблемных вопросов именно  в российско-грузинских отношениях.

26405 просмотров




Вестник Кавказа

во Вконтакте

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!