Вестник Кавказа

Профессор Альпер Калибер: "Я пессимистично отношусь к перспективам вступления Турции в ЕС"

Профессор Альпер Калибер: "Я пессимистично отношусь к перспективам вступления Турции в ЕС"

На этой неделе Европарламент рекомендовал руководству ЕС заморозить переговоры о членстве Турции в блоке. На полях Международной зимней школы в Стамбуле, организованной BILGESAM, профессор стамбульского университета "Кемербургаз" Альпер Калибер ответил на вопросы "Вестника Кавказа" о перспективах отношений между Турцией и ЕС.

- После 10 лет переговоров отношения с Евросоюза практически сошли на нет. Одни европейские политики считают, что приостановка или прекращение переговоров будут фатальной ошибкой. Другие убеждены, что держать Турцию на пороге ЕС - лучший способ улучшить отношения между двумя сторонами. Каково ваше мнение?

- Переговоры Турции и ЕС о вступлении начались в октябре 2005 года и продолжаются уже около 14 лет. Продвигаются они очень медленно. Всего было открыто 16 глав переговоров, и только одна завершена. Переговоры по другим главам заблокированы Кипром и Францией по разным причинам. Принятая Европейским парламентом рекомендация о приостановке процесса вступления Турции в ЕС - уникальное. Такого в отношении страны-кандидата ранее не было в истории европейского интеграционного процесса. Принята такая рекомендация была потому, что Европарламент хотел послать серьезный сигнал Турции о том, что страна далека от выполнения Копенгагенских критериев вступления в ЕС, дистанцируется от европейских ценностей, норм, демократических принципов, и с этим больше нельзя мириться. В Европарламенте считают, что если процесс реформ в Турции не будет возобновлен, то переговоры должны быть остановлены. Будет ли решение реализовано странами ЕС, зависит в основном от политики Турции.

Я уверен, что будут проведены переговоры за закрытыми дверями, и Турция попытается внести некоторые косметические изменения в свою политическую систему. Если эти изменения и поправки убедят европейскую сторону, то решение о приостановке переговоров, возможно, не будет осуществлено. Однако все это не имеет значения для отношений между Турцией и ЕС, поскольку де-факто переговоры от членстве уже приостановлены. Для более позитивного развития отношений между Турцией и ЕС потребуются реформы и большая открытость. Есть определенные сценарии относительно перспектив Турции в ЕС, но эти сценарии исключают полное членство.

- В конце прошлого года отношения между Турцией и ЕС несколько улучшились после начала торговой войны США. Насколько контакты между сторонами зависят от подобных вещей?

- Я не помню какого-либо резкого скачка в развитии отношений между Турцией и ЕС. Да, торговая война США и другие проявления плохо управляемой политики Вашингтона могут создать среду, в которой Турция и ЕС сблизятся, но этого будет недостаточно для создания реального импульса в отношениях между Анкарой и Брюсселем и возрождения перспективы полного членства Турции в ЕС. Если и ожидать какой-то динамики, то она должна исходить от Турции и самого ЕС.

- Считаете ли вы, что Турция когда-нибудь станет членом ЕС?

- Нет. Я скорее пессимист в этом отношении. Турция пытается внести некоторые косметические изменения в свою политическую и правовую систему, но ЕС может решить, что этого достаточно лишь для модернизации Таможенного союза. Однако для реального развития отношений нам потребуются радикальные реформы с турецкой стороны и трансформация позиции стороны ЕС. Сейчас в Евросоюзе дают понять, что президентская система в Турции в ее нынешнем виде будет препятствием для членства Турции в ЕС.

- В прошлом году турецкие чиновники заявили, что если прогресса в отношениях с ЕС не будет, то Анкара начнет евразийский интеграционный процесс. Что вы думаете по этому поводу? 

- Самая большая ответственность в связи с кризисом между Турцией и ЕС лежит именно на Анкаре. В ЕС есть деятели, которые в любом случае будут против членства Турции в ЕС, и Анкара, отказавшись от процесса реформ, сыграла им на руку. ЕС слишком доверял турецкому правительству и верил, что оно сможет демократизировать страну, но когда они очнулись, было уже поздно.

- Как вы оцениваете перспективы турецко-российских отношений в связи с приостановкой переговоров Турции и ЕС?

- Переговоры о вступлении не окажут влияния на турецко-российские отношения. Контакты между Турцией и Россией следует рассматривать в более широком контексте региональных и глобальных условий, особенно в Сирии, где сотрудничество Анкары и Москвы не приветствуется как США, так и некоторыми западноевропейскими странами. Главным для правительств Турции, России и США в ближайшее время станет вопрос приобретения Анкарой российских систем С-400. США не могут позволить стране НАТО иметь российскую ракетную систему, ведь мы говорим не только о ракетах, которые окажутся в Турции, а еще и об очень сложном программном обеспечении. Правительство США считает, что если русские войдут в систему обороны страны НАТО через свои С-400, это может поставить под угрозу безопасность США и НАТО.

14445 просмотров