Один из самых осведомленных западных специалистов по Южному Кавказу, бывший посол США в Азербайджане, а ранее сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза изложил в интервью «Вестнику Кавказа» свое видение перспектив развития ситуации в регионе.
- Господин, Брайза, каким вам видится будущее региона? Насколько оправданы тревожные прогнозы международных экспертов по ситуации на Каспии и Южном Кавказе?
- Я считаю, что регион Южного Кавказа и Каспия обладает огромным потенциалом для экономического роста в том случае, если страны региона продолжат правильную политику, в частности сотрудничество с Соединенными Штатами и НАТО для того, чтобы обезопасить себя от таких угроз их стабильности как исламский радикализм, исповедуемый активистами в Афганистане и Иране, а также проведут либерализацию своих политических систем, чтобы в наибольшей степени использовать потенциал населения.
Сохранение баланса между стабильностью и либерализацией –ключевая проблема этих стран. Азербайджан, например, обладает возможностью избежать двух крайностей, характерных для Египта после свержения бывшего президента Хосни Мубарака, - исламского экстремизма с одной стороны и авторитаризма с другой. Для сохранения этого баланса в Азербайджане и любой другой стране необходимо мужество и приверженность национальным интересам и универсальным принципам защиты прав человека не только со стороны властей, но и обычных людей.
Я не верю в возможность возобновления какого-либо вооруженного конфликта на Южном Кавказе. Правительство Грузии стремиться сделать (свои бывшие автономии, - прим. ред.) заинтересованными в интеграции с Грузией, тогда как Южная Осетия по сути присоединена к России. Говоря о Нагорном Карабахе, должен заметить, что возобновление боевых действий может произойти, только если все стороны окончательно утратят веру в желание и способность Минской группы добиться подписания соглашения, как это предполагается «базовыми принципами».
- Американская дипломатия активизировала свою деятельность на карабахском направлении. Что нового может предложить Вашингтон участникам конфликта? Есть ли повод для новых ожиданий в переговорном процессе?
- К сожалению, я не могу согласиться с такой постановкой вопроса. Я очень разочарован тем, что Соединенные Штаты стали намного менее активно действовать в регионе. Что же касается карабахского конфликта, я бы рекомендовал Вашингтону назначить постоянного представителя, который выступал бы в качестве сопредседателя Минской группы.
Когда Вашингтон назначит нового сопредседателя Минской группы, очень важным будет, чтобы президента Обама и госсекретарь Керри обеспечили политическую поддержку возобновленному диалогу между президентом Алиевым и президентом Саргсяном и любому компромиссу, на который стороны решаться пойти в рамках сотрудничества с Минской группой. Важно также, чтобы американская сторона поднимала карабахский вопрос во время переговоров с Россией.
- Могут ли повлиять перемены в российско-грузинских отношениях на региональную ситуацию. Если - да, то в чем именно могут состоять эти изменения?
- В принципе, улучшение российско-грузинских отношений благоприятно скажется на всем регионе Южного Кавказа. Россия потенциально является главным торговым партнером Грузии. Нет никаких оснований для того, чтобы прерывать эти связи. Например, во время первых дней августовской войны 2008 года торговля электроэнергией продолжала процветать. Грузинское правительство четко дало понять, что оно не наладит отношения с Россией до тех пор, пока Россия не выведет свои войска с грузинской территории, то есть из Абхазии и Южной Осетии. Со стороны премьер-министра Иванишвили это было очень серьезным шагом.
Наиболее важный вопрос – намерен ли Иванишвили продолжать курс на евроатлантическую интеграцию, сохранив при этом роль Грузии как важнейшего моста, связывающего Азербайджан и Центральную Азию с одной стороны и Европу с другой. В начале своего срока премьер-министр Иванишвили посылал некоторые сигналы, свидетельствующие о том, что страна может предпочесть региональные связи (например, возобновление железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию вместо того, чтобы предпочесть другие пути, такие как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс).
Кажется, что Иванишвили теперь скорректировал свой курс, подтвердив намерение Грузии интегрироваться в евроатлантические структуры. Этот подход опирается на мнение грузинских избирателей, которые в подавляющем большинстве поддерживает вступление Грузии в НАТО. Это стремление также опирается на единодушное мнение грузинских парламентариев, выраженное в совместном заявлении, сделанном в прошлом марте представителями правящей коалиции и оппозиции.
- На ваш взгляд, что нужно сделать Азербайджану, чтобы страны Европы и США были заинтересованы в решении вопроса территориальной целостности Азербайджана?
- Соединенные Штаты и их европейские союзники заинтересованы в территориальной целостности Азербайджана. США много работали с Францией, своим союзником по НАТО, а также с Россией и всеми членами Минской группы ОБСЕ, чтобы сформулировать программу окончательного решения карабахского конфликта, известную как «базовые принципы». Эта программа была положена в основу «мадридского документа», принятого в ноябре 2007 года, а также совместного заявления президентов Обамы, Саркози и Медведева, сделанного на саммите большой восьмерки в итальянской Д’Акиле в июле 2009 года. Окончательное принятие «мадридского документа» сыграло бы ключевую роль в деле обеспечения территориальной целостности Азербайджана, так как Армения тем самым подтвердила бы свою готовность вернуть Азербайджану семь областей, окружающих Нагорный Карабах, который в свою очередь получил бы временный правовой статус до тех пор, пока голосование не решит его будущее.
Таким образом, важнейший шаг, который Азербайджан должен сделать, это возобновить переговоры для того, чтобы окончательно одобрить «базовые принципы». И, как я уже говорил выше, США должны сыграть важнейшую роль, поддерживая эти переговоры с помощью специальных заявлений и посредничестве между сторонами. Карабахский вопрос должен оставаться на повестке дня при переговорах с европейскими партнерами и Россией.
Азербайджан также может способствовать процессу разрешения карабахского конфликта, выразив готовность обеспечить Армению природным газом и инвестировать в транспортную и коммуникационную инфраструктуру. Такая «коммерческая» дипломатия позволит Еревану получить больше свободы, необходимой для принятия непростого решения, необходимого для урегулирования конфликта.
Справка «Вестника Кавказа»
Мэтью Брайза окончил Стэнфордский университет со степенью бакалавра гуманитарных наук по направлению международные отношения, получил степень магистра в области права и дипломатии в Университете Тафтса в 1988 году. В 1989—1991 годах работал в Польше — вначале в генеральном консульстве (Познань), а затем в посольстве США, где занимался движением «Солидарность», вопросами реформирования органов госбезопасности и региональной политики. В 1991—1995 гг. занимался европейскими и российскими вопросами в госдепартаменте США. В 1995—1997 гг. работал в Москве — вначале в должности специального помощника посла Томаса Пикеринга, а затем в качестве сотрудника политического отдела посольства.
С апреля 2001 года в Совете национальной безопасности США отвечал за координацию политики в отношении Турции, Греции, Кипра, Закавказья, Центральной Азии и Каспийского региона. С июня 2005 года — заместитель помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам. Занимался вопросами урегулирования конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии. С февраля 2011 по январь 2012 гг. — посол США в Азербайджане. В январе 2012 г. оставил дипломатическую службу после того, как Сенат отказался подтвердить его назначение на этот пост. 1 марта 2012 года Брайза был назначен директором Международного центра исследований в области обороны Таллине.