Вестник Кавказа

Марк Кац: "Похолодание наблюдается больше в отношениях между Обамой и Нетаньяху, чем между США и Израилем"

На переговорах "шестерки" международных посредников (Россия, США, Китай, Великобритания, Германия, Франция) и Тегерана по иранскому ядерному досье в Женеве на уровне политдиректоров стороны договорились провести следующий раунд переговоров в конце февраля. "Последний раунд переговоров по Ирану прошел в хорошей атмосфере, стороны провели содержательные переговоры по самым главным вопросам", – сказал представитель Китая. Сейчас "шестерка" и Иран продолжают дипломатические усилия по выработке всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе. В ноябре прошлого года они договорились подготовить соглашение, которое гарантирует исключительно мирный характер ядерной программы Тегерана в обмен на полное снятие санкций. Об иранской ядерной программе и отношениях в треугольнике США-Израиль-Иран "Вестнику Кавказа" рассказал профессор политологии Института политологии, государственных и международных отношений в Университете Джорджа Мейсона Марк Кац.

- Мы уже не в первый раз слышим о наметившемся прогрессе в ирано-американских ядерных переговорах. Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию? Что изменилось за последние годы?

- Главное, что изменилось за последнее время - несмотря на множество различий в позициях Вашингтона и Тегерана, сегодня у них появились общие интересы. Усиление "Исламского государства" стало общей угрозой для обоих государств. Вашингтон и Тегеран оба хотят защитить шиитское правительство в Багдаде от "ИГ". Хотя США и многие их западные и суннитские арабские союзники, с одной стороны, и Иран (а также Россия), с другой стороны, спорят о том, должен ли Башар Асад остаться у власти в Сирии, мы все сходимся во мнении, что "Исламское государство" точно не должно захватить там власть.
Кроме того, ухудшение отношений между Россией и Западом делает Иран более привлекательным поставщиком газа на европейский рынок, так как европейские страны хотят уменьшить зависимость от России в этой сфере. А так как Иран не поддерживает ни Россию, ни Запад в украинском вопросе, он был бы рад поставлять газ на Запад, если бы мог.

- Насколько Израиль и израильское лобби в США влияют на политику Вашингтона в отношении Ирана?

- Израиль и израильское лобби играют важную роль, однако она меньше чем раньше. Все больше становится понятно, что между Обамой и Нетаньяху существуют принципиальные разногласия. Нетаньяху заявляет об опасениях, что продолжающиеся переговоры по ядерной программе Ирана позволяют Тегерану создать ядерное оружие, что представляет угрозу для Израиля. Администрация Обамы уверена, что Израиль столкнется с меньшей угрозой со стороны Ирана, если ядерное соглашение будет достигнуто. 

- Вы согласны с утверждением, что американо-израильские отношения переживают период похолодания? Или же это просто спекуляции СМИ?

- Похолодание больше наблюдается в отношениях между Обамой и Нетаньяху, чем между США и Израилем. Обама не первый американский президент, который считает, что с Нетаньяху особенно трудно иметь дело. Например, какой-нибудь другой премьер-министр Израиля мог бы значительно упрочить американо-израильские связи.

- Верно ли предположение, что политика республиканцев была бы более благоприятной для Израиля, чем политика демократов?

- И республиканцы, и демократы поддерживают Израиль. С другой стороны, у них разные подходы к тому, как это нужно делать.

17170 просмотров