Говоря о своей политике межконфессионального согласия, чеченское духовенство утверждает, что с каждым годом растет число прихожан грозненского храма Архангела Михаила. Если раньше практически все посетители были людьми преклонного возраста, то теперь здесь появилась и молодежь. В планах руководства храма - создать на его территории религиозный комплекс и собрать в нем мощную общину православных христиан Чечни. Настоятель храма отец Григорий рассказал корреспонденту «ВК» о том, к чему сегодня призывают народ священнослужители и к чему, по их мнению, должны стремиться верующие.
- Отец Григорий, как, по вашему мнению, возможно мирное сосуществование людей в условиях, когда звучат призывы к противопоставлению национальной и религиозной идентичности?
- Когда-то Иисус Христос исправил неправильные воззрения людей. Христос предложил нам совершенное учение, учение любви. По нему человек должен, насколько это возможно, видеть в лице всякого человека, которого встречает, прежде всего, брата. Если тот нуждается в помощи, он должен помочь. Если я вижу человека (вне зависимости от его национальности и религии), занимающегося бесчинством или беззаконием, то я должен в рамках данных мне прав пресекать зло во всех его проявлениях. Это позиция церкви, мы в силу возможностей должны стремиться сохранить мир и любовь. Я как священник говорю людям, что человек должен спасти свою душу, что он живет для этого. В священных писаниях православных подчеркивается, что во Христе все едино. Национальная принадлежность, как и в исламе, просто растворяется. Межнациональные конфликты это игра, интриги, которые нацелены на то, чтобы мы жили как волки, оскаливаясь друг на друга. В христианстве есть такая добродетель как рассудительность. Люди должны иметь голову на плечах, думать не чужой головой, а своей. Навязанные ложные стереотипы надо ощущать. А для этого человеку надо стать настоящим верующим, ведь в этом случае он никогда не будет призывать кого-то там прогонять откуда-то или ущемлять. Я часто говорю, что люди, исповедующие разные религии, обязаны вести себя достойно. Зачастую по нашему поведению у нас складываться соответствующее представление друг о друге. Люди не должны давать повод инициаторам конфликтов.
- Насколько, с точки зрения Церкви, греховно быть втянутым в межнациональное или межконфессиональное противостояние?
- Бывают отдельные личности, которые призывают к каким-то конкретным действиям, складывают мозаику ложных картин, притупляют сознание воспринимающего человека, который, в конце концов, начинает верить каким-то басням. Вообще в таких ситуациях лучше всего постараться воздерживаться от приема «пищи» такого рода. Ограничить нужно доступ такой к информации. Человеку нужно углубиться именно в себя, в свое внутреннее исправление.
Есть внешние силы, которые заинтересованы в ослаблении России. Но за ними мы должны видеть козни врага рода человеческого, дьявола, желающего только зла человеку. Революционные призывы - сатанинские призывы. Изначально кто первый революционер? Это же сатана, падший ангел, некогда самый красивый, прекрасный, первый восставший против Бога. Если объективно смотреть, то у каждого есть свои страсти, свои пороки. Мы должны к ним снисходить, должны понимать человека. У него может происходить переоценка ценностей - в христианстве это называется покаянием. Человек может измениться, и мы должны в этом отношении всегда давать ему шанс. Это своего рода амнистия. Как говорил преподобный Серафим, "стяжи (приобрети) мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи".
- В условиях духовного кризиса, что, по-вашему, должны делать люди, чтобы приобщиться к духовным ценностям?
- Люди сегодня нуждаются во внутренних импульсах, в мотивации, которые бы воздействовали на личную жизнь человека. Здесь я считаю, человек должен сам провести определенную работу. Время у нас было непростое, особенно в Чечне - сначала советская власть, потом события последних десятилетий. Все это выбило человека из духовной колеи. Верующим сейчас не просто прибрести багаж знаний, который сделал бы их способными к противостоянию внешним негативным воздействиям, и оставаться нравственными. Это внутреннее делание человек способен осуществить полноценно, когда он ощущает именно участие в его жизни людей власть имущих. У священнослужителей для этого есть целый арсенал средств, но для этого нужно и человеческое желание. В христианстве, например, всякий человек вне зависимости от пола и возраста является воином Христовым. Он всегда должен быть готов вступить в брань. Эта брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной. Против них нужно сражаться. И священник может вооружить человека этим необходимым арсеналом, средствами. Нужно сформировать правильную мотивацию, привить человеческой личности жизненные ценности, которые находятся в храмах. Тогда и будут на второй план отходить потребительские притязания.
Когда у человека правильное направление мысли, правильная мотивация, он действительно приобретает для себя новое видение этой жизни. Он сможет видеть ее совершенно другими глазами, причем видеть то, чего раньше он не замечал. Так человек привлечет внимание всякого другого человека, который будет видеть его отношение к жизни. Есть такое понятие как пасторская ответственность. Я несу ответственность за тех прихожан, которые приходят в наш храм. Но людям надо помнить, что церковь нужно посещать не только по праздникам, несколько раз в году, а намного чаще. Священник способен вооружить прихожан знаниями, раскрыв то или иное чтение, которое предлагается во время богослужения. Он должен способствовать тому, чтобы жернова ума человеческого занялись перемалыванием семени благодатного, которое поступает в его душу после богослужения.