Вестник Кавказа

Давид Петросян: «Признание независимости Нагорного Карабаха Арменией несвоевременно»

Беседовала Сусанна Петросян, Ереван
Давид Петросян: «Признание независимости Нагорного Карабаха Арменией несвоевременно»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

9 декабря из-за отсутствия кворума в Национальном собрании Армении голосование по законопроекту о признании независимости Нагорного Карабаха провалилось. В числе сторонников законопроекта, инициированного фракцией "Наследие", оказалось всего 13 депутатов. Причины провала законопроекта и ситуацию вокруг урегулирования конфликта разъясняет политический обозреватель информационного агентства "Ноян Тапан" Давид Петросян.

- Законопроект вызвал в армянской политической элите противоположные точки зрения: от обвинений всех трех президентов в нерешительности в вопросе признания независимости Нагорного Карабаха до утверждений о его несвоевременности. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Почему провалилось голосование?

- С юридической точки зрения не совсем понятно, почему парламент должен признать независимость. Почему вдруг парламент берет на себя такие функции? Прерогатива признания независимости того или иного государства по Конституции Армении принадлежит президенту.  Уместно вспомнить, что решение о создании Минской группы ОБСЕ, о том, кто должен в нее войти, на основе каких именно принципов должен быть урегулирован конфликт было принято в феврале 1992 года на заседании на заседании министров иностранных дел ОБСЕ в Хельсинки.
Нынешний лидер партии "Наследие" Раффи Ованнисян, занимавший в то время пост министра иностранных дел, присутствовал на том заседании и дал согласие от имени Армении с предложенными принципами урегулирования - территориальной целостностью, правом наций на самоопределение, неприменением силы и угрозы силы. Тогда же было решено, что конференция ОБСЕ по Нагорному Карабаху должна состояться в Минске. То есть тогда Ованнисян согласился с этими формулировками, а спустя 18 лет, он же их и отвергает, ибо указывает на необходимость признания независимости НКР.
Считаю признание независимости Нагорного Карабаха со стороны Армении несвоевременным шагом. Накануне провозглашения независимости Косова, признание НКР возможно было бы достаточно обоснованным и нашло бы понимание в мире. Или предположим в 1992 году сразу после распада СССР. Но при этом следует отметить, что процесс признания независимости самой Армении завершился только в начале марта 1992 года, когда наша страна была принята в ООН. С другой стороны, Армения взяла на себя ряд международных обязательств, прежде всего, в рамках ОБСЕ и продолжая переговоры, Ереван придерживается тех своих обязательств, которые взял 18 лет тому назад.
Следует особо отметить, что нагорно-карабахский конфликт, в отличие от всех других конфликтов на постсоветском пространстве, является единственным, вокруг которого переговорный процесс никогда не прерывался. Считаю, это очень позитивным моментом, потому что мы помним, что прекращение переговоров в грузино-осетинском и грузино-абхазском конфликтах привело к войне. В сложившейся ситуации признание НКР со стороны Армении может быть воспринято Азербайджаном как выход армянской стороны из переговорного процесса, что в свою очередь может стать причиной развязывания Азербайджаном войны.

- Сыграет ли роль признание независимости Нагорного Карабаха со стороны Армении в вопросе его международного признания?

- Сегодня политическая ситуация в вопросе нагорно-карабахского конфликта является статичной. Если возникнет какая-то динамика, какие-то процессы, то ситуация здесь может измениться. В частности, президент Армении Серж Саргсян в течение последних дней несколько раз заявлял, что, если Азербайджан начнет боевые действия против Нагорного Карабаха, то Армения может признать независимость НКР. Я считаю, что начало боевых действий со стороны Азербайджана против непризнанной республики может стать поводом для признания Арменией независимости Нагорного Карабаха. Более того, в этом случае, Армения может быть поддержана международным сообществом.

- Согласны ли вы с утверждением о том, что коалиция власти, отказавшись от участия в голосовании по законопроекту, не смогла пойти на шаг, свидетельствующий о том, что Армения является суверенным государством?

- Подобные заявления являются следствием ориентирования на внутриполитическую конъюнктуру. В данном случае правящая коалиция фактически склона по-прежнему выполнять те обязательства, которые были взяты Арменией перед ОБСЕ в феврале 1992 года за подписью того же Раффи Ованнисяна. То есть он лично отказывается от тех обязательств, под которыми поставил подпись, а правящая коалиция считает, что Армения должна выполнять свои обязательства.

- Заинтересован ли в наличии законопроекта президент?

- Сегодня в вопросе урегулирования конфликта внешние игроки оказывают на руководство Армении большое давление. Чтобы противостоять ему, президенту достаточно выгодно наличие в парламентском обороте законопроекта о признании независимости НКР. Ссылка на законопроект дает Саргсяну определенные аргументы в парировании внешнего давления.

- В каких вопросах интересы главных внешних игроков - Брюсселя, Вашингтона и Москвы - сходятся и в каких расходятся?

- Интересы игроков сходятся в том, что конфликт должен быть урегулирован исключительно мирными средствами; армянскому населению Нагорного Карабаха должна быть гарантирована безопасность, международный статус и сухопутная связь с Арменией; окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен в результате референдума, порядок и сроки проведения которого должны быть определены дальнейшими переговорами в рамках урегулирования конфликта.
Но есть и расхождения. Москва является негласной сторонницей статус-кво в конфликте. Брюссель и Вашингтон желают изменения статус-кво путем вывода армянских подразделений из пяти районов "зоны безопасности", которые находятся за пределами административных границ бывшей Нагорно-Карабахской Автономной области. Москва согласна на изменение статус-кво, то есть на вывод армянских вооруженных подразделений из пяти районов только в том случае, если будет предпринята полноценная миротворческая операция, а основную часть миротворческого контингента будут составлять российские подразделения. Брюссель и Вашингтон предлагают ввести в состав миротворческого контингента воинские подразделения из тех стран ОБСЕ, которые не имеют прямых геополитических интересов в этом регионе. Они также предлагают, чтобы в составе военных контингентов не было миротворцев из стран посредников Минской группы ОБСЕ, то есть - России, США, Франции, а также сопредельных с регионов стран - Ирана и Турции.

- Изменило ли заявление в Астане тупиковую ситуацию в карабахском вопросе?

- Нет. В переговорном процессе по мирному урегулированию ситуация продолжает оставаться тупиковой. Конфликтующие стороны, как и раньше, остаются на противоположных позициях. Разногласия остаются и между и внешними игроками. В основе всего процесса по мирному урегулированию продолжает оставаться принцип "да, если". Армянская сторона согласна на вывод вооруженных формирований из некоторых районов зоны безопасности вокруг Нагорного Карабаха, если Азербайджан согласится на проведение референдума по статусу Нагорного Карабаха, то есть на де-факто независимость Нагорного Карабаха от Баку.

29940 просмотров