Вестник Кавказа

Нагорный Карабах: репортаж корреспондента "Вестника Кавказа" из зоны конфликта

Нагорный Карабах: репортаж корреспондента "Вестника Кавказа" из зоны конфликта

Авантюра властей Армении, развязавших полномасштабную войну с Азербайджаном в Нагорном Карабахе, всколыхнула весь регион Южного Кавказа. На протяжении полутора недель ВС Армении пытаются своими провокационными действиями расширить зону боевых действий, подвергая обстрелу города и поселки Азербайджана. Сегодня патриотический дух и решимость вернуть оккупированные земли охватывает все азербайджанское общество. В зоне конфликта побывал корреспондент "Вестника Кавказа".

Вдоль дороги от Баку до прифронтовых районов на домах, придорожных магазинах, на автомобилях развешаны национальные флаги. Люди нацелены на победу. Подъезжая к районам, граничащим с Карабахом, можно увидеть палатки с фруктами, и каждый отправляющейся в зону боевых действий может взять их с собой бесплатно, чтобы передать солдатам. Ближе к прифронтовой зоне появляются блок-посты: въезд строго по пропускам. Скопление людей на этих блок-постах стало обычным явлением. Люди пытаются доехать до фронта на автомобилях, до отказа набитых посылками для военных.

Наша съемочная группа остановилась в городе Барда, в 30 километрах от зоны боев. Несмотря на близость к зоне эскалации, в первый день нашего пребывания здесь разрушительных боевых действий ничто не предвещало. С большим трудом нам удалось попасть в горячую зону, город Тертер, которая подвергается артиллерийскому огню армянских ВС с первых дней войны. Водитель на свой страх и риск проезжает через места, незащищенные от ударов армянской артиллерии. Через несколько минут мы оказываемся в надежно защищенном штабе, где нас встречает глава исполнительной власти Тертера Мустагим Мамедов. "За час на город упало порядка 70 снарядов. Они стреляют по мирным жителям. Будьте осторожны", - говорит Мамедов.

Город с красивейшими парками, улочками, ухоженными дорогами в результате армянской агрессии проживает сложные дни. В какой-то момент один из снарядов разрывается недалеко от нашей съемочной группы; журналистов призывают переждать в укрытии, так как мы стали мишенью армянских минометчиков, засевших на ближайшей высоте. После короткого перерыва мы идем дальше по городу, снимая на камеру людей, которые не стали покидать Тертер, а вражескую атаку восприняли как личный вызов.

"Мой муж стал жертвой армянской пули еще в 1992-м, как и мой брат. Тут они похоронены. Неужели армяне думают, что я покину свой город?" – говорит жительница Тертера. Жители города воспринимают обстрелы как агонию отчаявшегося противника, который, столкнувшись с поражением на поле боя, прибегает к насилию против мирных граждан.

Чаще всего под огонь попадает центр города, где обычно много народа. Мы встречаем на улице группу людей в спецодежде, которые оказались сотрудниками "Азеришыг". Ни осколки от артиллерийских бомб, ни пули противника не пугают этих людей, которые восстанавливают поврежденные линии электропередач.

К вечеру все население прифронтовых районов ликует: передают сообщения об удачном контрнаступлении азербайджанских войск.

Утром мы собираемся со съемочной группой сделать репортаж про освобожденные от армянской оккупации города Мадагиз (Суговушан) и Талыш, однако неожиданно приходит весть о ракетном ударе по городу Гянджа. Это кажется странным, ведь второй крупнейший город страны  находится далеко от зоны боевых действий. Но после того как информация подтверждается, все понимают, что Ереван пытается расширить зону боевых действий.

В Гяндже даже после обстрелов жизнь идет своим чередом, хотя закрылось большинство магазинов и заправки. Снаряды упали на центральную улицу Азиза Алиева. В результате местный житель погиб, еще 32 человека были ранены. Судя по масштабам разрушений, били ракетами средней дальности. В результате обстрела армянский войск пострадала местная жительница Карина Григорян. "С ней все в порядке. Сейчас она на обследовании", - говорят местные жители. Да, войска моноэтничной Армения бьют по полиэтничному Азербайджану, где живут и армяне.

Гянджа подверглась ракетному обстрелу, однако это не сломило дух гянджинцев. "Чего они добиваются? Думают смогут нас сломить? Мы готовы пожертвовать всеми нашими домами ради победы", - говорят местные жители.

На третий день нашего пребывания в зоне боевых действий становится ясно, армянские националисты все интенсивнее обстреливают города, находящиеся за пределами Карабаха. Сильный грохот разорвавшихся снарядов будит нас утром в Барде, которая ранее считалась безопасной. Снаряд падает в нескольких десятках метров от нашего отеля. По-видимому, армянские наводчики целились по детской больнице, однако немного промахнулись, хотя, зданию был нанесен ущерб. Через пару минут еще несколько снарядов падает на город. Одновременно ракетному обстрелу подвергается сразу несколько крупных городов Азербайджана.

Уступая в военной силе азербайджанской армии, армянские националисты бьют по мирным жителям. Лидер марионеточного режима в Карабахе Араик Арутюнян чуть позже гордо подтвердит: "Приказ об обстреле азербайджанских городов отдавал лично я". Этого заявления вполне достаточно, чтобы Арутюняном занялся международный трибунал.

Короткая поездка в прифронтовую зону оставила массу впечатлений, но больше всего поразили сила духа и вера в победу людей, которые каждый день подвергаются обстрелам со стороны армянских националистов.

14690 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ