2010 год начался для России с рывка в газовой сфере - стечение обстоятельств, в том числе политические изменения в регионе Южного Кавказа, дало надежду на то, что Россия еще долгое время может претендовать на роль главного поставщика газа в Европу.
Не секрет, что "голубая" мечта Запада - получение газа из прикаспийского региона, в большей степени из Азербайджана и Туркмении - беспокоила Москву как основного его поставщика на Запад. Газ из прикаспийских стран должен был идти через российскую территорию, снижая политическую и энергетическую зависимость Европы от Москвы и Киева. Однако уже в январе 2010 года Россия практически лишила Запад надежд на прикаспийский газ, который должен был доставляться через Турцию в Европу, главным образом по несуществующему пока трубопроводу «Набукко». С 1 января Азербайджан увеличил поставки своего газа в Россию в два раза - до миллиарда кубометров. При этом контракт между ГНКАР и «Газпромом» не устанавливает верхнего предела поставок, Россия готова купить и больше газа, в случае возможных предложений со стороны Баку.
Одновременно с начала января Туркмения возобновила прерванные в апреле 2009 года поставки газа в Россию. Во время недавнего визита российского президента в Ашхабад было достигнуто соглашение, по которому в Россию будет поставлено из Туркмении 30 млрд кубометров газа.
Надеяться на то, что Баку и Ашхабад будут продавать оставшуюся часть газа Европе, похоже, не стоит. Дело в том, что Иран будет получать из Туркмении от 8 до 20 млрд кубов ежегодно. Оставшийся же газ будет поступать в Китай, через трансазиатский газопровод Туркмения - Узбекистан - Казахстан - КНР проектной мощностью в 60 млрд кубов. Не возникает сомнений, что страна с такой производственной мощностью как Китай обладает огромным потребительским потенциалом и будет готова купить любое предложенное количество газа у Туркмении. А, по словам президента ГНКАР Ровнага Абдуллаева, в перспективе и Азербайджан получает реальные шансы подключиться и к проекту поставок газа в Китай.
В свою очередь Тегеран уже не раз заявлял, что намерен закупать до 5 млрд кубов азербайджанского газа в год для своих северных районов, которые удалены от основных газовых месторождений. Иран также будет закупать газ и у Туркмении, который пойдет по недавно открытому газопроводу Довлетабад - Серахс – Хангеран и позволит увеличить поставки туркменского газа в Иран сначала с нынешних 8 до 14 млрд кубов, а затем и до 20 млрд кубов в год.
Эти договоренности и смена географии поставок газа из прикаспийского региона говорит о новой тенденции: Запад теряет инициативу по созданию альтернативных маршрутов для каспийского газа и две главные страны, которые могли бы обеспечить Европе столь желанную энергобезопасность. Изменение рынков сбыта газа прикаспийскими странами объяснимо. Отсутствие конкретных решений и действий по реализации проектов доставки из этого региона приводят к тому, что поставщики ищут новые страны, которые уже сегодня имеют возможности и финансы на приобретение топлива.
Большую роль здесь сыграли действия Турции, которая рассматривалась как основной транзитер газа из прикаспийских стран в Европу. Баку и Анкара уже долгое время не могут договориться о заключении транзитного соглашения, которое необходимо для экспорта газа в ЕС. Несмотря на проведение более дести раундов переговоров, никакого итогового соглашения пока нет. Как результат, именно Турция, установив свою цену на транзит, добилась того, что стал невыгодным и транзит туркменского газа через Азербайджан, что предусматривалось проектом «Набукко».
При стольких неразрешенных проблемах можно понять колебания инвесторов, которые не хотят рисковать ради проектов диверсификации газа в Европу из прикаспийских стран, которые неизвестно чем будут заполняться и пока не имеют прозрачной тарифной сетки. Нерешенность множества вопросов с транзитом через Турцию и отсутствие конкретных действий по созданию новых экспортных трубопроводных маршрутов, а также изменение геополитической стратегии стран может привести к тому, что "голубая" мечта Запада об энергетической безопасности за счет азербайджанского и туркменского газа так и останется мечтой. Во всяком случае, в ближайшие годы.
Россия остается главным поставщиком газа
Эльмира Таривердиева, Баку
15930 просмотров