Вестник Кавказа

Южный Кавказ благополучнее других конфликтных регионов

В конце минувшей недели в Астане под председательством главы российского военного ведомства Сергея Шойгу прошло заседание Совета министров обороны государств – участников СНГ, действующего с февраля 1992 года. Одним из главных вопросом астанинской встречи стало развитие совместных систем ПВО-ПРО. Соглашение 1995 года о создании объединенной системы противовоздушной обороны СНГ считается одним из наиболее значимых достижений интеграционного процесса в области военного сотрудничества. До сих пор она остается единственной реально существующей оборонительной системой Содружества. И в этом году был заключен договор на поставку в Казахстан пяти дивизионов зенитно-ракетных систем С-300. В ходе заседания в Астане было согласовано выделение ассигнований на развитие объединенной системы ПВО СНГ на 2015 год.

По мнению директора ереванского Института Кавказа Александра Искандаряна, «СНГ в смысле безопасности - это не одна организация, это как бы три организации, три пласта. Один - продвигающийся из Москвы в Центральную Азию, и там основной вызов - Афганистан и все, что из Афганистана генерируется, в частности, исламский радикализм. Второй пласт - это западная часть и все, что связано с Украиной и Молдовой. И третий - это Южный Кавказ, который на сегодняшний день сравнительно наиболее благополучный».

Важным достижением в области военного сотрудничества в Совете министров обороны считают разработку методологии миротворческой деятельности, которая нашла практическое воплощение в ходе операции по поддержанию мира в Таджикистане, где благодаря усилиям миротворцев Содружества был достигнут положительный результат. Тем не менее необходимость скорейшего урегулирования существующих конфликтов в СНГ и предотвращение новых считается приоритетным направлением в деятельности Содружества.

Как заявил Искандарян: «В отличие от Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья в Карабахе никогда не было никаких миротворцев. Мы справляемся сами, мы - в смысле карабахцы и азербайджанцы - справляемся в силу некоторого баланса вооружений. Южный Кавказ - один из самых напичканных обычными вооружениями регионов мира, второй или третий по счету. Больше оружия означает больше безопасности, а не наоборот. Но нарушение баланса может привести к проблемам. Пока я не сказал бы, что это нарушение происходит. Однако чтобы дисбаланса не было и дальше, нужен инструментарий СНГ. В этом смысле, одной Армении, одному Азербайджану, одному Карабаху эту проблему не решить, а в комплексе она может решаться в таких форматах».

Коснулся Искандарян и связанных с Украиной вызовов для Армении: «Происходящее в Украине уже влияет на Армению. Во-первых, в Украине живут армяне. Даже по официальным данным, их больше 100 тысяч, а по неофициальным – их число доходит до 300 тысяч - как граждане Украины этнические армяне, так и граждане Армении, которые по каким-то причинам там проживают. Уже есть погибшие в украинском конфликте этнические армяне и с той, и с другой стороны конфликта. Есть армяне, которые однозначно поддерживают киевское правительство, один из министров – армянин по национальности. И есть целые армянские общины, в Крыму, например, которые встали на другую сторону в этом конфликте».

Кроме того, Украина важна в транспортном смысле для Южного Кавказа, и для Армении в частности. «У нас приличный торговый обмен. Украина также влияет на роль и место России в странах СНГ, на то, каким образом Россия реагирует на то, что происходит внутри так называемого постсоветского пространства. Украина будет, если не черной дырой, то генерирующей нестабильность территорией. С одной стороны, на границе с Европой в постсоветском пространстве, с другой стороны, на прямом соседстве с нами. Многие грузы из России на Южный Кавказ шли через Украину. Этот вызов останется, надо настраиваться надолго».

10065 просмотров