В последнем рейтинге политической выживаемости глав регионов лидеры Чечни и Ингушетии снова выбились в лидеры. Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров получили высшие балы, а чем выше оценка, тем больше у руководителя шансов быть переизбранным. Интересно, что руководители дух кавказских республик лидировали и в летнем рейтинге открытости глав российских регионов по числу постов и комментариев в «ЖЖ».
Однако соперничество глав Чечни и Ингушетии подчас обретает довольно жесткие формы. Связано это со старым земельным спором между двумя республиками - спорными считаются части Сунженского и Малгобекского районов. В августе прошлого года Рамзан Кадыров обвинил ингушскую сторону в том, что та, пользуясь отсутствием официальной административной границы, захватывает "исконно чеченские земли, в одностороннем порядке проведя размежевание". В Ингушетии же утверждали, что проводили межевание границ муниципальных районов и сельских поселений в рамках закона о местном самоуправлении и не выходили на территорию Чечни.
В рамках вышедшего в публичное пространство спора, лидеры Чечни и Ингушетии отметились несколькими жесткими заявлениями, а эксперты выдвинули несколько смелых версий о том, кому это выгодно. В частности, звучали предположения, что земельный спор был инспирирован в преддверии Сочинской олимпиады, так как "в случае небольшого конфликта на Северном Кавказе, можно будет закрыть один из самых коррумпированных проектов в истории новейшей России – олимпийскую стройку". Но Олимпийская стройка фактически завершена, и тем самым предположение не подтвердилось. По другой версии, спор стал элементом подготовки к будущему объединению Чечни и Ингушетии и восстановлению Чечено-Ингушетии. Чтобы избежать инсинуаций, вице-спикер Совета Федерации Ильяс Умаханов предлагал президенту Путину выступить в роли арбитра территориального спора.
Корреспондент "Вестника Кавказа" обсудил эту тему с одним из самых уважаемых в Чечне политиков, спикером парламента Дукувахой Абдурахмановым.
"У нас есть вопросы, которые затрагивают административные границы с Чеченской республикой. Но чеченцы и ингуши - братские народы. Руководители республик принимают решения в интересах своих народов, в интересах своих республик, каждый, как кому должно, в том числе и по вопросам территориального размежевания. Это заложено в нашем федеральном законодательстве. Этого требует Конституция РФ. Но 81 субъект имеет четко очерченные границы. Остальные, то есть наши две республики, не имеют. Это парадокс, это абсолютно непонятная ситуация, федеральный центр, в конце концов, сам должен эту ситуацию решить, не мы".
Комментируя противоречия между главами субъектов, Абдурахманов заявил: "Мы вообще на эту тему в последнее время не говорим, мы братские народы. Между Кадыровым и Евкуровым других вопросов нет, они руководители братских народов или единого вайнахского народа, разделенного на два субъекта, поэтому это вопрос времени. Федеральный центр, наши старейшины, наша общая история все расставит на места. Вопрос территории будет закрыт, и скорее всего, он будет закрыт после Олимпиады. Если и после Олимпиады территориальный вопрос между чеченцами и ингушами не будет закрыт, то потом на этом вопросе спекулируя, кто-то или в прессе, или в политике будет говорить: "Вот видите, Кадыров с Евкуровым ругается, значит в Москве это кому-то нужно". Ни Кадырову, ни чеченскому народу это не нужно. Я - председатель комиссии по этому размежеванию. Мне он [глава Чечни Рамзан Кадыров] наставления дал, по телевидению народ видел: "Они [ингуши] - наши братья, а до относиться к проблеме спокойно, уважительно... Выскажите наши предложения, возьмите их предложения. Работайте, вопрос надо закрывать, но соблюдая законы РФ, уважая ингушский народ, как и собственно чеченский"".