Вестник Кавказа

Тамерлан Агузаров против двух малоизвестных соперников

Олег Кусов

На этой неделе стали известны фамилии трех претендентов на пост главы Северной Осетии. Ими стали временно исполняющий обязанности главы республики Тамерлан Агузаров, секретарь местной Общественной палаты Эльбрус Бокоев и депутат парламента Елена Князева.

13 сентября североосетинские депутаты должны выбрать одного кандидата из  президентского списка. Кто именно получит удостоверение главы,  сомнений почти ни у кого в республике нет. В начале августа североосетинские представительства партий «Единая Россия», КПРФ, «Патриоты России», «Справедливая Россия» и ЛДПР предложили Владимиру Путину список из десяти кандидатов. Тамерлана Агузарова под первым номером включили все партии, кроме «Патриотов России». Из десяти человек президент отобрал трех. Получилось, что основными конкурентами Агузарова стали «единорос» Бокоев и коммунистка Князева, то есть те, кто уже уступил первое место и.о. главе в своих партийных списках. Нелогично, если «Единая Россия», взявшая в парламенте 44 места из 70, не проголосует за того, кого она уже сделала своим «предвыборным лидером» – Тамерлана Агузарова. То же самое относится и к коммунистам, учитывая, что их фактический вожак в республике – депутат Госдумы Казбек Тайсаев – вообще отказался от борьбы за пост главы Северной Осетии.

«Патриоты Осетии» более других ожидали увидеть в президентском списке своего выдвиженца. Не исключено, что лидеры партии, долгое время называющие себя единственной оппозиционной в республике рассчитывали на реальную борьбу за пост главы республики. Во-первых, они не включили Агузарова в свои предложения президенту России, во-вторых, в списке патриотов были два депутата-Героя России Валерий Куков и Виктор Величко. В Осетии к военнослужащим всегда было особое уважительное отношение, тем более, что этих людей могло поддержать славянское население республики, составляющее почти 24 % от общей численности.

В итоге, мало кто в республике сомневается в победе 13 сентября Тамерлана Агузарова, и почти никто из местных политиков и экспертов не подвергает критике его трехмесячную работу в должности главы. Правда, и похвалы в его адрес носят больше обобщенный характер. И.о. главу Северной Осетии одобряют за резкие высказывания в адрес чиновников и намерение разобраться, почему крупнейшие во Владикавказе рынки перечисляют в бюджет «мизерные суммы». И то, и другое пока можно назвать декларациями о намерениях, а не практическими шагами.

Интернет-портал «Abon» составил список приоритетных обещаний Тамерлана Агузарова. Наиболее значительными из них оказались: намерение договориться с крупными бизнесменами-осетинами о вложении инвестиций в республику, увеличит собираемость налогов, вернуть ФК «Алания» на бюджетное финансирование, поддержать ведущих в своих отраслях предприятия «Баспик» и «Рокос», проведение молодежного форума по типу «Машука». Много говорил и.о. главы в последние месяцы о необходимости привлечь усилия для развития ключевых отраслей Северной Осетии – сельского хозяйства, здравоохранения. Не обошел и социальные вопросы, в частности заверил в своей поддержке людей с ограниченными физическими возможностями.

В Северной Осетии без воодушевления отнеслись к недавним заявлениям министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова о приоритетах в развитии СКФО. Из сказанного министром выходило, что Федеральный центр намерен вкладывать существенные средства в развитие сельского хозяйства всех регионов округа, кроме Северной Осетии. Развивать туристические комплексы государство берется в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечне и Ингушетии. Это значит, что многообещающий проект североосетинского горнолыжного комплекса «Мамисон» тоже отложен в долгий ящик. Эксперты резюмируют: от Северной Осетии требуется стабильность и поддержка жизнедеятельности Южной Осетии. И это логично, поскольку небольшая по площади горная республика в составе российского государства традиционно выполняла важные стратегические и транспортные функции – только здесь проходят две перевальные дороги на Южный Кавказ. Но состояние российско-грузинских отношений в постсоветское время фактически превратили Северную Осетию из ворот в Кавказской гряде в тупиковую территорию, что не может не сказываться на ее социально-экономическом положении.

К вопросам безопасности североосетинские эксперты относят и экологические проблемы завода «Электроцинк» - крупнейшего в регионе производителя цинка, свинца, кадмия, серной кислоты, цинко-алюминиевых сплавов, полипропилена, индия. Завод вызывает критику населения уже многие годы, медики считают, что связь между возросшим уровнем онкологических заболеваний в республике и работой завода на самом деле существует. Прошлое руководство РСО-Алания защищало завод, подчеркивая его нужность для экономики. Нынешние власти эту тему пока не поднимают, очевидно, опасаясь не найти тонкого компромисса между владикавказскими общественными деятелями и блогерами, требующими закрытия завода, и менеджментом холдинга «Уральская горно-металлургическая компания», в который «Электроцинк» вошел в 2003 году. Тамерлан Агузаров пользуется сегодня в Северной Осетии доверием президента Владимира Путина как никто другой из политиков. Население республики в ожидании ответа на вопрос: в каком направлении, или в какой сфере потенциальный глава Северной Осетии будет использовать этот кредит в первую очередь? 

14035 просмотров