С начала года курс рубля по отношению к доллару и евро упал, но эксперты продолжат считать российскую валюту надежной. Рубль поддерживают хорошие золотовалютные резервы, высокие процентные ставки, уровень прямых иностранных инвестиций, проблемы в США и Евросоюзе, а также высокие цены на нефть.
Председатель правления Национальной валютной организации Дмитрий Пискулов напоминает, что в 1990-2000-е Центробанк способствовал политике дедолларизации экономики, и стабильный рубль привел к тому, что население формирует свои сбережения именно в рублях. "Однако последняя ситуация с ослаблением рубля привела к тому, что часть населения перевела сбережения в валюту. То есть доверие оказалось слегка подорванным, хотя в основе своей все-таки население доверяет рублю, и нет такой паники, которая была, например, в 1998 году. Российская экономика крепкая, у нас много товаров, насыщенный товарный рынок. У нас хоть и небольшие темпы роста, но темпы роста. У нас низкая инфляция. Население получает рубль в виде зарплат и тратит его в виде рубля", - сказал Пискулов.
Говоря о перспективах курса рубля, эксперт заметил: "С начала года рубль упал где-то на 7%. В 2008 году ЦБ сознательно провел девальвацию на уровне 30%. А в 1998 году девальвация составила 400%. Если мы посмотрим на точку, с которой началось падение, это был май прошлого года, то рубль обесценился всего на 18%. Что, в общем-то, выгодно для экономики. Другое дело, что сформировано негативное ожидание населения и ряда игроков на рынке дальнейшего ослабления рубля. ЦБ осуществил интервенции, которые скорректировали курс рубля. Однако после некоторого укрепления рубля вторая волна атаки на рубль может состояться".
Пискулов думает, что к середине года доллар может стоить 37-38 рублей, но под конец года - 34,5-35,5 для рубля: "Это будет означать девальвацию по отношению к этому году в районе 8-10%, но не очень сильную и которая выгодна экономике".
Эксперт напомнил, что ЦБ придерживается принципа перехода к свободному плавающему курсу валют к 2015 году, что означает постепенный отказ от валютных интервенций на рынке и отказ от валютного коридора. В 2014 году он поддерживает валютный коридор и валютные интервенции. "За весь прошлый год ЦБ поднимал границы коридора примерно 32 раза. Эти действия помимо фундаментальных факторов спровоцировали у населения, у предприятий, у экономических агентов некоторый ажиотажный спрос на валюту. Также был спровоцирован спрос на валюту со стороны международных инвесторов, которые встали в короткую позицию по рублю, в долгую - по доллару или евро против рубля. Все это привело к ускорению обесценивания национальной валюты. Идет отказ от таргетирования (от удержания некоторого заданного значения) валютного курса и переход к политике таргетирования инфляции и управления процентными ставками, потому что для экономики процентные ставки более важны, чем валютный курс", - считает Пискулов.
По его мнению, ЦБ будет планомерно идти к политике достижения свободного, плавающего валютного курса, т.е. такого, какой существует для всех развитых валют - для доллара, для евро, для иены. При этом ЦБ не будет удерживать какой-то конкретный уровень, он не стремится к конкретному уровню. Но это должно осуществиться в 2015 году. Но и после этого Центральный банк рубль не бросит. "В 2015 году можем ожидать отмены валютного коридора, отмены валютных ограничений в виде ежедневных накопленных валютных ограничений, но при этом ЦБ оставляет за собой право в случае необходимости по собственному желанию осуществить валютные интервенции в том объеме, который он посчитает необходимым. Режим плавающего курса это не отрицает", - говорит эксперт.
Он предлагает обратиться в опыту западных стран: "1970-1990-е годы центральные банки достаточно интенсивно проводили интервенции на валютном рынке с целью поддержать те или иные значения курса, либо скорректировать очень сильные скачки, когда доллар укреплялся или, например, сильно падал. Однако в 2000-е годы они практически от этого отказались, перейдя к денежно-кредитной политике, то есть к управлению процентными ставками. Но при этом, если к примеру вдруг мы увидим, что какое-то событие по отношению к экономике США или Еврозоны приводит к резкому изменению курса, например, евро к доллару, мы не можем исключать, что центральные банки этих стран осуществят совместные интервенции в защиту той или иной валюты. Эльвира Набиулина собственно об этом и сказала, что даже после отмены механизмов корректировки курса, ЦБ оставляет за собой право в случае необходимости вмешаться. Это довольно оптимистичное утверждение, оно нам нравится, потому что означает, что власти не оставят рубль в беде и не позволят ему девальвироваться до 70 или до 100 рублей за доллар".