Вестник Кавказа

Цели Запада, Турции и монархий Персидского залива в Сирии

В ООН разрабатывают план и формат миротворческой миссии в Сирии на случай, если Совбез примет решение о необходимости вмешательства в конфликт в арабской стране. Как сообщил российским государственным информагентствам информированный источник в ООН, предполагается, что планируемая на крайний случай миссия будет состоять из наблюдательного, военного и гражданского компонента. При этом гражданские сотрудники будут заниматься вопросами, связанными с соблюдением прав человека.

Между тем, как считает эксперт Центра арабских исследований Института востоковедения Борис Долгов, «причины сирийского кризиса находятся вне Сирии, то есть это не есть внутренний социально-экономический кризис, который мы могли наблюдать в Тунисе и Египте. Вот там главные проблемы и главные причины так называемой «арабской весны» - это все-таки внутренние факторы, а в Сирии и в Ливии это внешние факторы».
По данным Долгова, два года назад социально-экономическая ситуация в Сирии была намного лучше, чем в Тунисе и в Египте. «В Сирии были и есть проблемы, безусловно; это и проблемы безработицы, и проблемы, связанные с социально-экономическими нерешенными проблемами, жилищный кризис, демографический рост... Но эти проблемы не являются причинами того внутреннего конфликта, который сейчас происходит в Сирии. Главная причина – это внешнее воздействие, помощь извне тем вооруженным антиправительственным группировкам, которые стали создаваться сразу же после начала конфликта.
Есть мнение, что сначала в Сирии развивался внутренний конфликт, то есть недовольство определенных слоев населения, демонстрации мирные, которые подавлялись войсками, полицией, что спровоцировало рост этого конфликта. Есть свидетельства журналистов, которые перешли из «Аль-Джазиры», честные журналисты, которые свидетельствуют о том, что с самого начала конфликта, то есть с марта 2011 года десятки боевиков переходили сирийскую границу и вливались в протестные манифестации. Они провоцировали выступления манифестантов и ответные действия властей», - говорит Долгов.

Комментируя сегодняшнюю ситуацию, он напомнил, что «в Сирии проходили и сейчас проходят социально-экономические реформы, был референдум по новой конституции. Новая конституция ликвидировала статью старой конституции, которая предполагала монопольное право партии «Баас», правящей, руководящей силы сирийского общества. Приняты новые законы по СМИ, по выборам, по муниципальным образованиям - все те законы, которые присутствуют в нормальной демократической государственно-политической системе. Но этого не нужно Западу и тем внешним силам, которые сейчас стремятся разрушить Сирию.
Есть план расчленения Сирии на четыре-пять государственных этно-конфессиональных образований, ликвидации Сирии как суверенного государства. Для чего это делается? План достаточно многоступенчатый: убрать Сирию как союзника Ирана, что позволит нанести удар по ядерной программе Ирана, уже не оглядываясь на Сирию, затем подавить движение «Хезболла», известное шиитское движение в Ливане. И Иран, и «Хезболла» - это противники Израиля, то есть таким образом обеспечить в том числе и безопасность Израиля.
В Ираке американцы потерпели провал, крах своей политики, они вынуждены уйти, и сейчас там шиитское руководство, которое выступает против американского присутствия и имеет дружественные отношения с Ираном, то есть это фактически альянс между Ираком и Ираном. Чтобы ликвидировать этот альянс, также используется этот многоступенчатый план.
Цели – это Иран, «Хезболла» и Ирак».

Говоря о внешних силах, Долгов отметил НАТО, страны Персидского залива и Турцию, заявив о совпадении их политик и целей: «Монархии Персидского залива смотрят на Иран как на опасность, на потенциальную угрозу. Это, в общем-то, правомерно, поскольку Иран с начала Исламской революции 1979 года проводил политику экспансии исламской революции, в том числе и прежде всего в странах Персидского залива. Чтобы оградить себя от этой экспансии, страны Персидского залива имеют такую же стратегию: убрать Сирию как союзника Ирана. Сирия – союзник Ирана и имеет дружественные отношения с Ираном также со времен ирано-иракской войны или даже раньше, здесь союз и конфессиональный, поскольку алавиты, правящая группировка в Сирии – это ветвь шиизма. С другой стороны, давние связи Тегерана и Сирии. Цель монархий Персидского залива - убрать Сирию как союзника Ирана и затем подавить Иран с помощью Запада.
В Турции проводится политика исламизации, не такой явной, но исламизации. Я был в Турции в прошлом году, и мы видели эту ситуацию, видели результаты антисирийской политики. Эта политика бьет и по Турции, то есть экономические связи прерваны между Турцией и Сирией, и это бьет по слоям, которые осуществляли эти связи, и по бизнесу в том числе. В Турции нарастают движения алавитов против этой политики. Усиливаются курдские движения, в том числе радикальные движения, которые осуществляют и теракты на территории Турции. Оживились ранее подавленные террористические группировки в Турции, в том числе армянские, которые сейчас возрождаются и откровенно угрожают Турции. Что, если Турция вторгнется в Сирию, в частности, в Алеппо, где проживает достаточное количество армян, это спровоцирует удары, в том числе по турецким диппредставительствам, со стороны этих организаций, то есть Турция сама является в какой-то степени жертвой этой политики.
Но почему Турция проводит эту политику? Это идеологическая связь между турецким руководством – выходцами из «Братьев-мусульман» и исламистскими группировками в Сирии. Там главную роль играют «Братья-мусульмане», есть и другие группировки, суннитские, исламистские, которые ставят целью создание исламского государства в Сирии. Об этом были репортажи EuroNews и других журналистов, которые показывали кадры, когда маршируют на территории Сирии, захваченной исламистскими группировками, боевики с флагами «Аль-Каиды» и с лозунгами создания исламского государства в Сирии. Это идеологическая подоплека.
С другой стороны, Турция проводит политику неоосманизма, то есть в какой-то степени возрождения, ностальгии по Османской империи. Сирия в течение 400 лет была частью Османской империи, с XVI века по начало XX века. Есть и территориальный вопрос между Сирией и Турцией – Александреттский санджак - это небольшой, не самый главный повод для противоречий между Сирией и Турцией. Турция позиционирует себя как регионального лидера и даже в какой-то степени лидера исламского мира, и здесь идет противостояние с Ираном. Сирия – союзник Ирана, и ослабление или расчленение Сирии будет играть на руку амбициозной политике Турции. Вот такая ситуация складывается вокруг Сирии, и здесь, если говорить о последних событиях, развертывание систем Patriot на сирийско-турецкой границе – это действительно один из шагов в том же направлении. Но Турция опасается начать реальную военную операцию против Сирии, поскольку это чревато большими осложнениями. Военная интервенция в Сирию приведет к взрыву на Ближнем Востоке».
12885 просмотров