Вестник Кавказа

Северный Кавказ как зеркало возрождения России -1

Валерия Ромащенко

Украинские уроки
Кризис на Украине, встряхнувший Европу и эхом отозвавшийся по всему миру, заставил многие страны по-новому посмотреть на Россию. Она, неожиданно для многих, вдруг подняла голову и с достоинством, невиданным за последние двадцать лет, громко и четко заявила о своих приоритетах. И не просто заявила, а поступила в ключевом вопросе по Крыму так, как посчитала единственно возможным для себя, реализовав свое законное право на историческую справедливость, проявив при этом недюжинную политическую волю.
Западные СМИ теперь наперебой соревнуются в гипотезах, аналитических выводах и предсказаниях, стараясь понять: что же именно произошло? Как случилось, что Россия, которая все меньше и меньше принималась в расчет при планировании будущего переустройства мира, вдруг внезапно вышла в число основных игроков, принимающих глобальные исторические решения?

Ответ на этот вопрос достаточно прост. Россия, как и много раз в своей истории, прошла фазу внутреннего раздрая и сумятицы, сама определила свое место в мире и стала на путь реализации собственного плана развития. Этот многократно повторявшийся исторический феномен трудно постичь с помощью сугубо прагматичного западного мышления. Но рациональное объяснение ему все же есть.
Разумеется, трансформация России произошла не мгновенно. Мы не проснулись в одно прекрасное утро в совсем другой стране. И мы все те же, и страна у нас все та же. И проблемы, которые накапливались много лет, все так же требуют разрешения. Но трагичные украинские события последних месяцев, какие бы далеко идущие последствия они за собой ни влекли, стали для нас своеобразным индикатором. Они позволили пристальнее взглянуть на процессы, происходящие в собственной стране, заставили нас заново переосмыслить свой путь, по-новому оценить текущие процессы в разных регионах России. Ведь ни одно государство планеты не может предпринимать эффективные шаги на международной арене, не будучи уверенным в том, что внутри страны все в порядке. Таким краеугольным камнем внутренней политики для России, настоящей проверкой на прочность, стал Северный Кавказ.

Северный Кавказ – тест на прочность
Кавказ всегда являлся одним из важнейших стратегических перекрестков Евразии и лакомым куском для завоевателей со всего света. Но волею судьбы так сложилось, что этот регион на протяжении многих веков неразрывно связан с Россией.
Северный Кавказ пережил многое. Две чеченских войны, всплеск сепаратизма, радикализма и терроризма. Как следствие - упадок экономики, вал социальных проблем и тотальное недоверие к федеральной власти. К концу нулевых, когда Россия переживала экономический подъем, обретя, наконец, ощутимую стабильность, проблемы Северного Кавказа отчетливо диссонировали с обстановкой во всей остальной стране. Оценив серьезность ситуации, федеральное правительство вплотную озаботилось исправлением существующего положения дел.

Однако глобальные внешние события внесли свои коррективы в этот процесс. Кризис 2008 года, затронувший все сферы жизни страны, заставил еще на два года отложить постановку конкретных задач по развитию региона. Но к 2010 году Россия уверенно вышла из кризиса, и потребность в изменениях на Кавказе вновь стала более чем очевидной.
Важнейшим решением стало образование в 2010 году Северо-Кавказского федерального округа, в состав которого вошли Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край. Мнения тут же начавших комментировать этот шаг экспертов разнились. Высказывались разные предложения об изменении конфигурации округа, о перспективах их развития, о проблемах, стоящих перед будущим руководством и другие. Но многие сходились в одном суждении: эффективно управлять СКФО мог бы только человек, выросший и давно работавший на Кавказе.

Федеральный подход в региональных масштабах
Кремль выслушал все доводы и принял, на первый взгляд, удивительное решение. Полномочным представителем президента в СКФО стал Александр Хлопонин - личность, безусловно, весомая, но уж очень на тот момент неожиданная. Впрочем, большинством политологов это решение было тут же одобрено.
Хлопонин к тому моменту добился несомненных успехов на предыдущем месте работы. И ситуация на Северном Кавказе тогда требовала самых решительных действий. Руководству страны был необходим не только человек команды, но и руководитель, обладающий государственным мышлением и принимающий решения в контексте развития всей страны.

Здесь уместно провести параллели с отменой прямых выборов губернаторов и назначением их из центра. Любой выдвиженец из региона, каким бы опытным он ни являлся, неизбежно рассматривал бы ситуацию с точки зрения уже имеющихся культурных, экономических и социальных схем, стараясь навести порядок исключительно внутри границ подотчетной территории. А в данном случае, как и в примере с губернаторами, требовался совсем иной подход. Регион должен был начать развиваться вместе со всей страной, двигаясь в одном направлении с остальными и проводя реформы, которые бы являлись частью изменений, происходящих в России в целом. Руководителем должен был стать только тот человек, который смог бы говорить на одном языке не только с главами районов и областей, но и с федеральным центром (это, кстати, еще раз подчеркивает значимость Северного Кавказа в масштабах всей страны). И Москва нашла такого руководителя.
Продолжение следует

9130 просмотров