Вестник Кавказа

"Сам бог велел НАТО взаимодействовать с ОДКБ"

Во всех государствах членах Организации договора о коллективной безопасности (куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) "достаточно неплохо знают об ОДКБ, за исключением, к сожалению, Российской Федерации", заявил генсек организации Николай Бордюжа, и в интервью "Вестнику Кавказа", а также на пресс-конференции попытался восполнить этот пробел.

- Как происходит взаимодействие ОДКБ с другими интеграционными структурами?

- Взаимодействие организовано с ОБСЕ, ШОС, с СНГ, ЕврАзЭС. Мы работаем с некоторыми структурами, которые специализируются на вопросах безопасности. И самое главное, что у нас очень успешно выстроено взаимодействие с подразделениями секретариата ООН по всем направлениям. Мы планируем в ближайшее время установить контакт с соответствующим подразделением ООН, у нас достаточно теплые и плотные отношения с Департаментом по миротворческим операциям. Но установить контакт с тем, чтобы они могли включить силы ОДКБ в реестр, могли оценить их оснащенность и, самое главное, соответствие тем критериям, которые выдвигает ООН, после чего при необходимости мы можем использовать эти миротворческие силы по мандату СБ ООН, естественно, после соответствующего консолидированного решения Совета коллективной безопасности, то есть глав государств – членов ОДКБ.
Во всяком случае, мы рассматриваем взаимодействие с международными структурами как одно из очень важных направлений с точки зрения нашей политической деятельности. И нам это действительно дает очень многое как с точки зрения оценки нашей деятельности, так и с точки зрения совместных усилий по укреплению безопасности или решению конкретных вопросов безопасности.

- Как осуществляется экспертная поддержка ОДКБ?

- Мы взаимодействуем с экспертным сообществом наших государств, регулярно проводим встречи, обсуждаем наиболее текущие вопросы и вообще вопросы глобальной, региональной политики, вопросы безопасности. У нас существует Научно-экспертный совет ОДКБ, туда входят руководители крупных исследовательских центров. Мы апробируем все наши решения, в том числе на этом Научно-экспертном совете. Недавно мы создали так называемую Аналитическую ассоциацию, куда вошли, если не ошибаюсь, около 40 исследовательских институтов, которые занимаются вопросами политологии, безопасности. С помощью этой аналитической ассоциации мы выходим на оценку той или иной ситуации, на выработку предложений, во всяком случае, использование нескольких таких инструментов позволяет нам достаточно уверенно получать абсолютно объективную информацию по тем явлениям, которые происходят в сфере международной политики.

Говоря о возможности направления миротворцев ОДКБ в Нагорный Карабах или в Приднестровье, Бордюжа заявил: "Перед нами такой вопрос не ставился. В Приднестровье стоят миротворцы РФ, они выполняют свои задачи достаточно успешно. А что касается Карабаха – там особый статус, и принятие решения возможно только при согласии двух государств. Во всяком случае, никогда вопрос о том, чтобы миротворцы ОДКБ были введены в какую-то горячую точку или на так называемую территорию замороженного конфликта, не ставился. Может быть, потому, что миротворцы у нас появились несколько лет назад, и они сейчас проходят период боевого слаживания и совместной подготовки.

Что касается Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) и программы по их оснащению, то, по словам Бордюжи, она уже утверждена президентами стран ОДКБ: "Есть утвержденная номенклатура вооружений, которая должна быть поставлена в рамках этой программы. Сейчас идет уточнение сроков предоставления этой помощи в продукции военного назначения подразделениям КСОР. По большому счету, сегодня уже ничего не мешает оснащению КСОР современным вооружением и техникой".

Комментируя проблему безопасности государств-участников ОДКБ на западных рубежах в свете сближения Украины с Евросоюзом, Бордюжа заявил: "Для нас выбор Украины – ее суверенное право. Мы не рассматриваем взаимоотношения, или улучшение взаимоотношений, или ассоциацию Украины с Евросоюзом как угрозу для ОДКБ. Речь идет ведь о конкретных проблемах – например, проблема наркотиков, проблемы незаконной миграции, проблемы информационного воздействия на общество или информационные сети Украины. Достаточно много тем, которые волнуют и украинское общество, и которые можно решить только совместными действиями. И более эффективно решать какими-то коллективными усилиями, скоординированными действиями. Пожалуйста, мы готовы. Например, Иран не входит в состав ОДКБ и не является наблюдателем. Тем не менее мы с ним достаточно успешно работаем по проблеме афганского наркотрафика. С НАТО сотрудничают все государства–члены ОДКБ, и наиболее интенсивно – РФ. И сотрудничество с НАТО мы не рассматриваем как угрозу".

Отношения с самой НАТО Бордюжа охарактеризовал весьма дипломатично: "Мы сами предлагали много раз и предлагаем НАТО сотрудничать с ОДКБ, чтобы мы вместе выстраивали коллективные действия в отношении тех угроз, с которыми сталкиваются наши страны. Поэтому я не рассматриваю вообще взаимодействие с НАТО и сотрудничество с НАТО государств как какую-то угрозу для других, третьих, стран. Мы себя рассматриваем ОДКБ как самодостаточную организацию, у нас есть потенциал, у нас есть задачи, которые мы должны решать. Для нас взаимодействие с НАТО не является жизненно важным вопросом. Мы предлагаем это сотрудничество только для того, чтобы повысить эффективность деятельности и НАТО, и ОДКБ совместными действиями. Во всяком случае, по Афганистану сам бог велел НАТО взаимодействовать с такими структурами, как ОДКБ. Просто это ориентировано в том числе на сохранение жизней людей, я уже не говорю про обеспечение стабильности в государствах. У нас достаточно большие планы по развитию организации, и мы их сегодня реализуем. Поэтому, НАТО когда созреет для нашего сотрудничества, тогда будем рассматривать возможность такого сотрудничества. Пока, к сожалению, этого нет. Будем работать пока самостоятельно".

8015 просмотров