Вестник Кавказа

Российский Кавказ: интеграция и современные угрозы

Тимур Уцаев, Грозный
1150-летие зарождения российской государственности в Грозном отметили с интеллектуальным размахом. Ученые из Москвы, Ростова-на-Дону, Калмыкии, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии собрались в формате всероссийской научно-практической конференции «Россия и Кавказ: история и современность». Они говорили о необходимости формирования политики в регионе, способной развивать потенциал российского влияния на Кавказе и сошлись во мнении, Северный Кавказ — это территория, где российская государственность испытывается на политическую состоятельность.

О стратегии противодействия экстремизму в регионе рассказала Елена Жирухина из Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра: «В международной практике противодействия экстремизму и терроризму активно применяются программы реабилитации как симпатизирующих радикальным идеологиям индивидов, так и уже совершивших преступления. Это важный аспект в диалоге с представителями радикальных групп – предоставление им осознаваемого шанса вернуться в общество. В процессе реабилитации необходимо учитывать причины, побудившие их присоединиться к нелегальным группам – от социального протеста до попыток получения дохода посредством криминальной деятельности под экстремистскими лозунгами. И каждое отдельное дело требует индивидуального подхода. На Северном Кавказе реализуются проекты, основанные на некоторых принципах восстановительного правосудия – реинтеграциии в общество правонарушителя – в форме Комиссий по адаптации бывших экстремистов к мирной жизни в Дагестане, Ингушетии и Карачаево-Черкесии. За время работы Комиссии в Дагестане было получено 37 заявлений на адаптацию, из которых рассмотрено 32. В Ингушетии заявленное число вернувшихся к мирной жизни составляет 74 человека. Однако на данном этапе развития инициативы не отличаются необходимым уровнем транспарентности и не пользуются достаточной степенью доверия со стороны общества. Еще одной серьезной проблемой является рекомендательный характер решений, которые не носят общеобязательного характера. Разработка и принятие механизма предоставления амнистии лицам, непосредственно не принимавшим участие в террористических акциях, должно стать первостепенной задачей».

Между с тем, по мнению участников конференции, в условиях безработицы, социальной невключенности, постоянной нестабильности формирование «установок на мир» становится сложной задачей. Стратегия противодействия экстремизму должна быть частью комплексного развития Северного Кавказа, базой обеспечения безопасности, начиная с ментального уровня. С точки зрения научного сотрудника Российского института стратегических исследований Артура Атаева, в республиках Северного Кавказа необходимо формировать пророссийскую гражданскую сеть некоммерческих организаций, которая бы взаимодействуя на горизонтальном уровне, продуцировала успешные гражданские практики: «Система грантов и целевых конкурсов также доказала свою эффективность и целесообразность. Но и она, несмотря на свою небольшую ресурсозатратность и большую эффективность не используется в необходимом объеме региональными и местными властями. Приходится констатировать неутешительный факт: гражданские ресурсы по противодействию терроризму в большинстве республик Северного Кавказа еще не используются на полную мощность».

«То, что РФ является одним из государств, осуществляющих успешную антитеррористическую борьбу, обусловлено отчасти и тем, что с 2000 года РФ придерживается консервативной стратегии борьбы с терроризмом. Использование консервативной стратегии повлияло и на переформатирование тактики террористов — если до сентября 2004 года ими осуществлялись террористические акции с захватом большого числа заложников, то потом членами НВФ стали осуществляться менее масштабные теракты, как правило, с использованием террористов-смертников. На этом фоне, в условиях продолжающейся активизации деструктивных террористических сил в регионе возросла роль не столько федеральных и региональных политических элит, сколько институтов гражданского общества. Некоммерческие организации и фонды; религиозные общины; неформальные авторитетные организации, объединяющие старейшин; фамильные и родовые объединения в нынешних условиях в республиках Северного Кавказа могут реально повлиять на уменьшение социальной базы терроризма», - думает Атаев.

При этом, по мнению ректора Государственного технологического университета Майкопа Хазрета Блягоза, много проблем остается и в области развития национальных отношений: «Необходимо глубже осмыслить состояние этнополитической и этносоциальной ситуации в стране. На фоне болезненных социально-экономических трансформаций, расслоения общества и значительного снижения уровня жизни большинства россиян этническая мобилизация выступила в качестве одного из возможных способов разрешения накопившихся противоречий в сфере национально-государственных отношений. В исторически сложившихся условиях у России есть более предпочтительный сценарий развития этнокультурных процессов - на основе сохранения и укрепления федеративных отношений. Это путь этнокультурной, этнополитической интеграции, путь постепенной, терпеливой адаптации этнической данности различных наций к процессу становления всего многонационального народа России. В этом плане федеративная демократия является безальтернативной моделью обустройства народов современной России в едином государстве. Только развитая система в сфере национально-культурных отношений снимает остроту в сфере национальных отношений».

По словам ученых, в отношениях между национальными культурами всегда присутствует момент ограничения, обособленности и раздельности того, что объективно не позволяет национальным культурам отождествляться друг с другом. Любая политическая попытка в этом направлении не имеет смысла. Речь может идти о взаимовлиянии, взаимообогащении национальных культур, опыт одной национальной культуры может вызвать соответствующие изменения в другой национальной культуре. Каждая национальная культура, таким образом, испытывает на себе воздействие других национальных культур, впитывает в себя их опыт, ассимилирует его, оставаясь в своей самобытности и качественной определенности.

Участники конференции рекомендовали исследователям истории народов Кавказа исходить из того непреложного факта, что важнейшей составляющей российской государственности с XVI-ХVII вв. были добрососедские отношения народов. «Северный Кавказ является частью нашей великой страны – России, и кавказские народы гордятся этим, никогда не забывая о богатой и славной истории взаимоотношений северокавказских народов с Россией в сфере культуры, искусства, науки и, конечно, совместных ратных подвигов», - подчеркивали участники конференции.
14875 просмотров

Видео

Все видео


реклама



Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.