В Париже 29 января в рамках Минской группы ОБСЕ состоялась встреча глав МИД Армении и Азербайджана. Этому событию посвящена вышедшая в то же день статья журналиста Р. Миркадырова в азербайджанской газете "Зеркало" под заголовком "О геополитическом самообмане Вашингтона" Автор указывает, что встреча прошла при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ, послов Игоря Попова (Россия), Жака Фора (Франция) и Йана Келли (США). Кроме того, во встрече принял участие личный представитель действующего председателя ОБСЕ, посол Анджей Каспршик.
Далее автор приводит информацию пресс-службы МИД Азербайджана, в которой говорится, что в ходе встречи со своим армянским коллегой Эльмар Мамедъяров озвучил позицию Азербайджана относительно попыток армянской стороны по осуществлению незаконных полетов в Нагорно-Карабахский регион АР. Министр отметил, что открытие аэропорта в Ходжалы может стать частью большого мирного плана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а попытки осуществления незаконных полетов в настоящее время будут расцениваться как нарушение территориальной целостности АР.
Мамедъяров также выразил серьезную обеспокоенность Баку сообщениями, муссируемыми в армянской прессе, относительно незаконного заселения оккупированных территорий Азербайджана, в частности, Кяльбаджарского района, сирийскими армянами.
Касаясь полетов, планируемых из аэропорта в Нагорном Карабахе, автор сообщает, что в Азербайджане считают недопустимым полеты гражданской и боевой авиации в воздушном пространстве суверенной Азербайджанской Республики без разрешения Баку и, в соответствии с правилами международной аэронавигации, объявили это пространство закрытым.
Издание напоминает, что правительство Азербайджана 18 января приняло постановление о правилах использования воздушного пространства республики, в котором регламентируются вопросы обеспечения безопасности воздушного пространства в соответствии с международными стандартами и нормами. Пункт 4.97 документа постановляет, что в случае нарушения воздушного пространства силы ВВС могут быть подняты для принуждения нарушителя к посадке на ближайшем аэродроме. Если это требование не выполнено, а также отсутствует точная информация о нахождении на борту невинных пассажиров, разрешается уничтожение воздушного судна.
Одним из основных выводов, сделанных автором, является то, что армянская сторона, конечно, может объявить об открытии аэропорта, но полетов из Армении в Нагорный Карабах, по крайней мере, пока не будет. Во-первых, из-за отсутствия их правовой базы, во-вторых, это слишком уж ответственное и противоправное с точки зрения международных норм решение, - поясняет журналист.
Безусловно, - рассуждает автор статьи, в случае, если силы ПВО Азербайджана уничтожат самолет с мирными гражданами, как это было в случае с Советским Союзом, весь мир осудит официальный Баку за подобные действия. Приводя аналогию со сбитым в 1983 году СССР южнокорейским самолетом, автор отмечает, что «в нашем случае всю ответственность за любые последствия этого шага, наряду и наравне с официальным Баку, будет нести и Ереван. Тут будет публично санкционированное, притом на самом высшем уровне нарушение международно-признанных воздушных границ суверенного государства».
***
Экономическая газета Армении "Деловой экспресс" от 28 января поместила аналитическую статью политического обозревателя ИА Regnum Гая Борисова под названием "Евросоюз-Армения: наказание вместо поощрения", посвященную имеющим у республики сложностям в отношениях с ЕС.
Предваряя свою статью цитатой из предвыборного интервью президента Армении, где тот говорит о применимой в стране политической модели, автор также вспоминает высказывание Сержа Саркисяна о том, что европейский вектор армянской политики и военно-стратегический союз с Россией, членство Армении в ОДКБ не противоречат тенденциям евразийской интеграции – это два взаимодополняющих процесса. Однако, отмечает Борисов, если Европа до последнего времени всячески поощряла такие настроения армянской власти, развивая взаимодействие в рамках программы "Восточное партнерство" и обещая поощрять движение Армении к демократии по принципу "большее за большее", то теперь стали возникать сомнения в том, что ЕС твердо настроен видеть эту закавказскую страну в числе "маленьких наций-государств" Старого Света.
Автор приводит тот факт, что глава наблюдательской миссии ПАСЕ на предстоящих 18 февраля президентских выборах в Армении Карин Уолдсет довольно прохладно прокомментировала начало предвыборной кампании, что стало для официального Еревана достаточно неприятным сюрпризом. Обозреватель напоминает, что от оценки европейских наблюдателей зависит, во-первых, оказание Армении помощи в размере, как минимум, 1,5 млрд евро, а во-вторых, – заключение соглашений о зоне свободной торговли и ассоциации с ЕС.
Автор указывает также, что практически одновременно с этим был опубликован обширный доклад Европейского центра стратегической разведки и безопасности (ESISC), посвященный армяно-иранским взаимоотношениям. Столь резкой критике армяно-иранские связи еще никогда не подвергались. При этом речь идет как об экономическом, так и политическом взаимодействии Еревана с Тегераном, - пишет издание.
Вывод экспертов ESISC - по формулировке автора статьи, позволяет говорить о торжестве самой разнузданной конспирологии. Оказывается,- иронично замечает Борисов, Иран и Армения разработали тайный план, включающий, помимо прочего, подрыв усилий, предпринимаемых международным сообществом для обеспечения стабильности в регионе и достижения мирного урегулирования карабахского конфликта. Автор отмечает также предвзятость и однобокость документа. По его мнению, такой характер доклада ESISC может означать, что определенные круги на Западе раздражены активностью Армении на различных направлениях международной деятельности. Также не исключено, что на фоне продолжающегося кризиса в ЕС Брюссель решил притормозить сам процесс интеграции в рамках "Восточного партнерства", и создать "основания", которые позволили бы отказаться от обещаний финансовой помощи Еревану.
***
29 января грузинская газета Georgian Times опубликовала интервью с экспертом, директором Кавказского института мира, демократии и развития Гией Нодиа о возможных изменениях дальнейшего курса развития Грузии.
В интервью он критично оценил высказывания нового премьер-министра Бидзина Иванишвили на Всемирном экономическом форуме о том, что мировой рейтинг страны по легкости ведения бизнеса преувеличен и расходится с реальностью. Нодия полагает, что эти высказывания не способствуют притоку инвестиций в страну. Он также заметил, что заявление Иванишвили в Ереване поставило в очень неудобное положение многих сторонников премьер-министра, поскольку трудно ответить на вопрос, как Ереван может стать примером для Грузии с точки зрения внешнеполитической ориентации; как это можно совместить с заявлениями и обещаниями коалиции «Грузинская мечта», члены которой твердили, что сохраняют курс на евроатлантическую интеграцию.
Однако,- как утверждает эксперт, подобная тенденция прослеживается и без открытого заявления Иванишвили в Ереване. Он не видит никаких активных шагов в направлении Европы и евроатлантической интеграции. Практически, это тема никак не акцентируется в публичной риторике новой власти, нет никаких инициатив, никакой активности в этом направлении.
Говоря о проекте предлагаемых конституционных поправок, Нодия полагает, что они не подействуют на изменение глобального политического курса Грузии. "Есть две совершенно не связанные друг с другом поправки: первая, фактически, означает возвращение парламента в Тбилиси, хотя согласно формулировке, Конституция не должна определять местонахождение парламента. Вторая касается изменений полномочий президента, и является, по выражению интервьюируемого, примером несерьезного, очень фривольного отношения к Конституции. Именно второй поправкой парламентское большинство старается решить проблему текущей политики - оказать давление на президента и ослабить его на несколько месяцев раньше. "Думаю, для таких локальных проблем Конституция не должна меняться", - считает эксперт.
Касаясь политической системы современной Грузии, директор института отвечает, что в стране в настоящее время действует смешанная система правления, и трудно сказать станет ли в будущем Грузия парламентской республикой. "У нас, фактически, более или менее развитая политическая партия сегодня это – Единое Национальное Движение, которое находится в оппозиции, хотя нельзя переоценивать ее возможности, но, тем не менее, она является наиболее мобилизованной политической партией.
«Коалиция «Грузинская мечта» пока рыхлое объединение и существует вокруг одного человека, поэтому, достаточно авторитарно. Трудно себе представить, что останется от этой коалиции, если Бидзина Иванишвили действительно выполнит свое обещание и уйдет из политики. Слабые и нестабильные политические партии, как у нас, создают проблемы для полновесного функционирования парламентской системы. Это не означает, что ее не должно быть, хотя со временем, сама парламентская система будет способствовать укреплению системы политических партий», - рассуждает Нодия.
Отвечая на вопрос журналиста по поводу принятого закона об амнистии, интервьюируемый, отметив с одной стороны гуманный характер этой акции, выразил озабоченность тем, что более 3000 заключенных выйдут на свободу. Есть опасность, - говорит он, что такая крупномасштабная амнистия, которая распространяется и на тех, кто совершил тяжкие преступления, приведет к росту преступности и ухудшения безопасности для рядовых граждан. Но гораздо более сложно обстоят дела с политической частью амнистии, когда правящая партия объявила политзаключенными тех, кто, в общем-то, не являлся таковым. "Фактически, - утверждает Нодия, парламент узурпировал функции суда. Не было никакой общественной прозрачности в процессе определения, кто является политзаключенным, а кто нет".
В продолжение темы изменения курса в беседе был затронут вопрос нынешнего статуса Женевских переговоров и их значимости для сегодняшней Грузии. Говоря об этом, Нодия признал, что по Женевскому формату ни у кого нет иллюзий, что можно ожидать каких-то судьбоносных решений относительно урегулирования конфликтов. Ценность Женевского формата, - разъясняет он, с одной стороны, в том, что это единственное место, где происходит обмен мнениями и позициями. Второе, и главное для грузинской стороны, - то, что конфликт между Грузией и Россией интернационализирован и за переговорами двух стран наблюдают международные медиаторы. Изменение формата только ослабит международные позиции Грузии.
Комментируя еще одно заявление Иванишвили в Ереване о том, что он приложит все усилия, чтобы задействовать абхазский участок железнодорожной магистрали, Нодия сказал, что Грузия должна иметь от этого какие-то конкретные, положительные результаты. Нельзя не учитывать и новый статус Абхазии. «Здесь целый клубок неразрешимых противоречий. Трудно себе представить, как правительство Абхазии, как бы мы не оценивали уровень его реальной независимости, может допустить прохождение по своей территории железной дороги, которая формально не признается как бы подконтрольной этому правительству. С другой стороны, как может грузинская власть признать такую подконтрольность железной дороги, скажем абхазскому правительству? Все очень сложно», - заключает эксперт.
***
31 января исполнилось бы 129 лет основателю Азербайджанской демократической республики Мамед Эмину Расул-заде. Этой дате посвящена статья в 525-й газете (на азербайджанском языке) исследователя его наследия Насимана Ягублу. Автор пишет, что именно Расул-заде впервые 28 мая 1918 года открыл азербайджанскому народу путь к свободе и принципам государственного самоуправления. Автор сообщает, что Расул-заде родился в 1884 году в селе Новханы, близ Баку. Первое образование получил в русско-мусульманской, а затем продолжил в Бакинской технической школе. Его первое литературное произведение "Мухаммас" (восточное пятистишье) было напечатано в 1903 году, но позже он становится известен как автор политических трудов, а еще позже, широко развернув свою политическую деятельность, становится одним из создателей социал-демократической организации "Гуммет". В возрасте 24 лет за свою политическую деятельность Расул-заде был вынужден покинуть свою родину и, вернувшись только через пять лет, снова продолжил борьбу. В 1917 году на первом съезде партии "Мусават" он избирается ее председателем, продолжает издавать политические труды, проникнутые тревогой о судьбе своего народа. Но главным трудом его жизни, подчеркивает исследователь, становится созданная им в мае 1918 года вместе с Фатали Ханом Хойским, Азербайджанская демократическая республика. Однако после прихода Красной Армии и "советизации" Азербайджана Расул-заде был арестован.
Далее историк рассказывает о том, как в 1922 году Расул-заде покидает СССР, но и находясь в эмиграции, не прекращает свою политическую деятельность, издает газеты, ведет организаторскую работу среди эмигрантов, во время Второй мировой войны ведет переговоры с нацистами о спасении азербайджанских военнопленных от расстрелов и голодной смерти, в период "холодной войны" выступает в передачах западных радиостанций с критикой коммунистического режима. Умер Расул-заде в марте 1955 года в возрасте 71 года и, умирая, по свидетельству автора, произнес: "Азербайджан, Азербайджан, Азербайджан!"