Вестник Кавказа

Опасные дороги РФ, Казахстана и Азербайджана

Каждый год в третье воскресенье ноября во всем мире отмечают День памяти жертв ДТП. Ежегодно на Земле около 1,3 млн человек погибают и еще 50 млн получают травмы и становятся инвалидами в результате происшествий на дорогах. ДТП – основная причина смерти молодых людей в возрасте 15–29 лет. За 8 месяцев этого года в России произошло 129121 ДТП, в которых погибли 17057 человек, увечья разной степени тяжести получили 165989 человек. Причины большинства аварий – вождение автомобиля в нетрезвом состоянии и превышение скорости.

«В 2006 году было принято постановление, которое утвердило федеральную целевую программу по безопасности дорожного движения, - говорит замначальника главного управления по обеспечению безопасности движения на дорогах МВД РФ Владимир Кузьмин. –  В результате с 2004-го по 2012 год нам удалось сохранить практически 10 тысяч человеческих жизней. Руководство страны приняло решение, что подобные программы необходимо проводить в дальнейшем. Утверждена концепция федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения уже на 2013–2020 годы. К сожалению, тенденция последних лет говорит о том, что предпринимаемые меры недостаточны, поскольку идет рост аварийности – пусть даже на сегодняшний день он не совсем большой, но тем не менее он есть.
События, которые регулярно происходят на дорогах России, говорят о том, что нужно что-то менять в этом направлении деятельности. Те ДТП с тяжкими последствиями, которые произошли на протяжении последних месяцев в РФ, подвигли законодателей к тому, что необходимо изменить отношение к ответственности, которая наступает в результате не только самого совершения ДТП, но и нарушения ПДД. Одними репрессивными мерами мы этот вопрос не решим. Нужно этот вопрос решать более предметно и системно. В конце сентября проводился IV Международный конгресс по безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге, на который прибыли в том числе представители стран СНГ, стран Балтии, представители ряда зарубежных стран, в том числе межправительственные и неправительственные организации. Они обсудили проблемы по безопасности дорожного движения во всех странах мира. Были подготовлены предложения по принятию конкретных решений. На сегодняшний день итоговая декларация этого конгресса готова. В самое ближайшее время она будет опубликована и по линии Межпарламентской ассамблеи направлена во все страны СНГ.
В условиях реформирования органов полиции в РФ, когда произошло сокращение личного состава, который осуществляет контроль за безопасностью движения на дорогах, и при условии интенсивной автомобилизации в стране, у нас уже более 4 млн транспортных средств, нужно решать эту проблему. На сегодняшний день в РФ серьезная тенденция к использованию средств автоматической фиксации нарушения ПДД. Мы ее ввели в 2008 году, но наибольшее развитие она получила буквально в последние годы. На сегодняшний день у нас в 63 регионах РФ функционирует почти 2200 камер стационарного расположения, а практически во всех субъектах, в 81 субъекте – около 2500 передвижных камер. Только за прошлый год было зафиксировано при помощи этих приборов 16,5 млн правонарушений. За 9 месяцев этого года, эта цифра достигла уже 17 млн. Мы шире контролируем вопросы, связанные с нарушениями ПДД, но нарушения не прекращаются.
Приборы фиксируют не только нарушение скоростного режима, но и иные виды правонарушений, такие, как выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал светофора. Сейчас прошла последняя инициатива Госавтоинспекции Московской области, которая предлагает внести изменения в ПДД в части контроля движения по обочине. Сейчас готовятся изменения ПДД. В частности, предлагается заменить рекомендательную норму по нанесению световозвращающих элементов на одежду пешехода, которые должны применяться в темное время суток, на обязательную норму. Это должно стимулировать к тому, чтобы сократить число наездов на пешеходов, особенно в темное время суток.
Одно из направлений федеральной целевой программы - разработка и повышение уровня правосознания участников дорожного движения, а также воспитание у них взаимного внимания и уважения. К этому широко привлекаются общественные организации».

«За 10 месяцев 2012 года на дорогах республики зарегистрировано 11149 ДТП, при которых погибли 2393 человека, а получили ранения 13652 человека, - рассказывает начальник управления координации и обеспечения безопасности дорожного движения комитета дорожной полиции МВД Казахстана Канат Садвакасов. - В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост по всем трем показателям – соответственно, на 15%, на 7% и на 21%. В связи с этим МВД сейчас принимает меры по организации мероприятий по снижению аварийности. МВД разработало проект нового закона о дорожном движении и сопутствующий законопроект. Необходимость разработки законопроекта назрела уже давно, так как действующий закон о безопасности был принят в 1996 году и не в полной мере отвечал современным реалиям. Основными целями законопроекта о дорожном движении являются консолидация норм права в сфере дорожного движения и повышение роли их законодательного регулирования, определение на законодательном уровне прав и обязанностей участников дорожного движения – раньше они у нас регулировались постановлением правительства, что несколько противоречило нормам Конституции. Предполагается также усиление координации и более качественное делегирование полномочий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения центральным и местным исполнительным органам, введение новых инструментов обеспечения дорожной безопасности. Мы сейчас внедряем аудит безопасности дорожного движения, в рамках которого будут рассматриваться дороги и транспортные средства. Аудит безопасности как раз и направлен на выявление на раннем этапе причин и возможностей совершения ДТП».

«Дорожное движение в Азербайджанской Республике интенсивно развивается. Количество транспортных средств за последние 10 лет увеличилось примерно в 2,5 раза и составляет более миллиона единиц, - рассказывает замначальника главного управления государственной дорожной полиции Азербайджана Рамиз Гусейнов. - Проложено и реконструировано в общей сложности до 4 тыс. км дорог первой и второй категории, а также дорог местного значения асфальтобетонного покрытия. Построено множество мостов и путепроводов, подземных и наземных пешеходных переходов. В настоящее время идет интенсивная работа по реконструкции автомобильных дорог в южном направлении, до границы с Ираном. На стадии завершения находятся автомобильные трассы северных и западных направлений. Уделяется особое внимание проведению ремонтных работ проезжей части, состоянию системы освещения улиц, разделительных полос на магистральных дорогах. Устанавливаются новые светодиодные светофоры и дорожные знаки. Положительно себя зарекомендовало введение в эксплуатацию автоматизированной системы управления дорожным движением в Баку и других крупных городах. Только в столице установлено более 2000 единиц видеокамер, с помощью которых в реальном времени можно получать изображение с приборов, установленных в наиболее оживленных местах, на перекрестках основных транспортных артерий. На дорогах повсеместно применяются стационарные и передвижные радары, фиксирующие скорость движения методом фотографирования.
Основными факторами ДТП в большинстве случаев является превышение установленной скорости, нарушение правил обгона, проезды перекрестков. Использование подобных приборов дает возможность более совершенно контролировать фактор превышения скоростного режима, благодаря чему за последний год на 10% уменьшилось количество ДТП на дорогах республики. Значительно повышена и роль государственной дорожной полиции. Она переоснащается новейшими техническими средствами контроля, улучшается материально-техническая база.
Это позволяет добиваться определенных позитивных изменений. За последние годы отмечается тенденция некоторого снижения риска аварийности, уровня смертности и травматизма на дорогах, детского травматизма. Тесное взаимодействие полиции с подразделениями здравоохранения и МЧС позволяют добиваться максимально быстрых сроков прибытия на место происшествия, своевременно оказывать помощь пострадавшим, снижать тяжесть последствий ДТП. В центре нашего внимания находится правовая работа среди молодежи, подростков и детей. Продолжается работа по раздаче пособий по изучению ПДД в общеобразовательных школах. Совместно с работниками Минобразования проводятся различные конкурсы на тему безопасности дорожного движения. Представители наших команд юных инспекторов неоднократно принимали участие в проводимых международных соревнованиях и в России, и в Казахстане. Сотрудники дорожной полиции регулярно в прямом эфире популярных телеканалов подробно информируют население о ситуации на дорогах, состоянии дорожного движения, дорожно-транспортных нарушителях. В рамках горячей линии даются практические рекомендации водителям. Особое место отводится агитационно-воспитательной работе среди населения. Ежедневно транслируется множество видеороликов, анимационных фильмов на эти темы.
Несмотря на это, проблемы все-таки остаются, и мы пытаемся преодолевать их в комплексном порядке, ищем наиболее эффективные механизмы. Нам необходим опыт дружеских стран, мы изучаем европейскую практику. В настоящее время продолжается работа над новыми проектами и программами по предотвращению ДТП. Усовершенствована транспортная система республики».
12275 просмотров