Вестник Кавказа

Обзор прессы Кавказа (25-31 января)

Обзор прессы Кавказа (25-31 января)
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Спустя год после вступления Армении в ЕАЭС, на тему о том, что дало ей членство в этом союзе, рассуждает на страницах газеты "Голос Армения" доктор экономических наук, профессор Ашот Тавадян. По его мнению, в течение последнего года, хотя и произошло снижение объемов экспорта готовой продукции из Армении в Россию примерно на 25%, эта цифра была бы гораздо выше, если бы страна не была членом ЕАЭС. Пришлось бы платить дополнительные таможенные пошлины при ввозе продукции, что снижало бы конкурентоспособность армянских товаров на российском рынке. Плюс к этому были бы применены санитарные ограничения, что в целом обернулось бы потерями порядка 100 млн долларов. Негативное воздействие на экономику произошло бы и по линии частных трансфертов, более 80% которых Армения традиционно получает из России. Конечно, сейчас, из-за кризисных явлений в российской экономике объем трансфертов снизился с 2,2 млрд до 1,5 млрд долларов, однако, если бы Армения не была членом союза, то перед ней были бы поставлены определенные ограничения по приему трудовых ресурсов в ЕАЭС. При таком раскладе объем трансфертов, по подсчетам экономиста, снизился бы еще на одну треть - до 1 млрд долларов.

Еще одна важнейшая позиция – цена на газ. Ученый напомнил, что сейчас его страна получает российский газ по цене 165 долларов за 1000 кубометров (для сравнения, Евросоюзу газ Россия продает за 200-210 долларов). Даже если бы цена для Армении осталась на том же уровне, то в случае невступления в ЕАЭС пришлось бы платить 30%-ную экспортную пошлину, которую платят другие страны. И в этом случае вместо нынешних 400 млн долларов в год потребовалось бы доплачивать еще 150 млн долларов.

  Далее, в прошлом году от общего сбора таможенных пошлин в рамках ЕАЭС на долю Армении пришлось 1,13%, что в цифровом выражении составляет более 200 млн долларов. При этом до вступления в ЕАЭС армянский объем сбора таможенных пошлин по линии импортируемых товаров из стран ЕАЭС колебался в пределах всего 150 млн долларов.

"И наконец, последний пункт, - сказал Тавадян, - касается продукции стратегического назначения. Мы понимаем, о чем здесь речь и насколько важно для нас получать ее по льготным ценам, - подчеркнул он, очевидно, имея ввиду поставки российского вооружения. - Конкретных цифр приводить не буду, но понятно, что, если бы не членство в ЕАЭС, и в этом направлении у нас появились бы ограничения".

Также, в качестве сравнения, ученый привел оценки того, что дало бы экономике Армении, вместо присоединения к Евразийскому союзу, присоединение к ассоциативному соглашению с Евросоюзом. "Этот экономический эффект, сказал он, - был просчитан европейскими экспертами, по оценкам которых присоединение Армении к ассоциативному соглашению с ЕС привело бы к росту ВВП нашей страны лишь на 146 млн дол. в долгосрочной перспективе, да и то в случае открытия транспортного сообщения через Турцию. Понятно, что если бы перед Арменией был поставлен выбор – терять ежегодно 1 млрд долларов или же порядка 150 млн долларов, - то приоритетом стал бы вектор развития, который показывает нам реальное состояние отечественной экономики, а именно курс на ЕАЭС, - заключил Тавадян.

* * *

В статье "Анализ способности Грузии интегрироваться в ЕС" на портале "Грузия-онлайн" автор, на основе критериев, выработанных европейскими экспертами в рамках проекта MAXCAP, а также Копенгагенских критериев 1993 года, пытается оценить возможности страны.

На первый взгляд, все "домашние задания" выполнены. Количественные индикаторы, такие как Polity IV, The Freedom House ratings for democracy, The World Bank’s World Governance Indicators и другие, доказывают готовность Грузии к ЕС. Тем не менее почти все эксперты в Грузии говорят о наличии в стране слабого гражданского общества, демократические реформы не сильно укоренились и закрепились в институтах и обществе. Люди не хотят и не умеют защищать свои права. Более того, защита своих прав в суде, по-прежнему считается дурным тоном, а компании, банки, врачи, частные предприниматели, другие организации пользуются правовой неграмотностью граждан, чтобы сэкономить на предоставлении услуг. В органах полиции и неправительственном секторе не хватает образованных и грамотных людей для реализации верховенства закона, прав человека и справедливого, равноправного отношения людей. В грузинской реальности, по причине неразвитости культуры и практики социальных правоотношений, описанных выше, граждане не в полном объёме реализовывают потенциал предоставления качественных государственных услуг. Кроме того, по мнению автора, в Грузии не существует демократической практики зарождения и функционирования политических партий. В реальности грузинские партии финансируются внешним капиталом, а значит априори возникают, чтобы обслуживать интересы внешнеполитических акторов. Еще один важный показатель способности Грузии интегрироваться в ЕС, также базирующийся на копенгагенских критериях, это экономические возможности. Основным требованием стран ЕС является способность страны создать функциональную рыночную экономику, и готовность самостоятельно включиться во внутреннюю экономическую среду ЕС. Иными словами, грузинская экономика должна быть не только благоприятна для инвестиций, обслуживать внешние активы и поглощать импортируемые экономические блага, но и сама их производить, экспортировать и инвестировать в экономику ЕС.

В реальности, экономические реформы привели к тому, что большинство экономических ниш, которые уже были развиты, предоставлялись в аренду иностранным группам среднего и крупного капитала. С их помощью происходило трудоустройство населения Грузии. Благодаря экономической активности иностранных предпринимателей обеспечивались налоговые поступления в бюджет, стабильность и экономическая привлекательность.

По мнению автора статьи, Грузия не воспользовалась своими достижениями, и открывшимися перспективами. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура не дала толчок к развитию в стране производства средств производства; благоприятное геополитическое расположение не стало локомотивом созданию корпорации или государственного предприятия по обеспечению транзитных перевозок, предполагающего строительство судов, самолетов и машиностроения; режим свободной торговли с США и теперь с ЕС, не стимулирует разработки технологий, повышающих выработку энергии из обычных энергоносителей путем добавления новых элементов и другие ноу-хау; а плодородная земля, чистая вода и климат не вдохновляют на реабилитацию текстильной, пищевой, сельскохозяйственной промышленности и сопутствующим им сферам бизнеса; глобальные кризисы не побуждают созданию заводов и фабрик, мощности которых помогут обеспечить население страны всем необходимым.

Автор статьи приходит к выводу, что указанные особенности политической и социальной среды Грузии препятствуют процессам европеизации страны, а отсутствие реальной экономики уже само по себе показывает неспособность к интеграции в ЕС в течении ближайших как минимум 10 лет, хотя на данный момент грузинское государство и грузинское общество имеют достаточно ресурсов для того, чтобы развивать многое из вышеперечисленного.

* * *

Законодательные нововведения 2014-2015 годов значительно повлияли на миграционную ситуацию в  Карачаево-Черкесии. Число въезжающих в республику иностранных граждан уменьшилось на 23%, в два раза снизилось число мигрантов, получивших разрешения на работу и патенты. Об этом пишет местная газета "День республики" со ссылкой на руководителя ОФМС России по КЧР Николая Скобу.

Сейчас на территории республики находится около пяти тысяч иностранных граждан, большая часть которых приезжает работать. Как правило, иностранцы заняты в строительстве, сельском хозяйстве, на подсобных работах. В основном это граждане Узбекистана, Азербайджана, Армении и Таджикистана. 

Совместно с правительством республики в прошедшем году большая работа была проделана по приему и обустройству граждан Украины, прибывших в республику в экстренном массовом порядке. В пункте временного размещения в Домбае на конец 2015 года оставались 59 граждан Украины, 19 из которых несовершеннолетние.

Говоря о нововведениях в миграционном законодательстве, руководитель республиканского ведомства сообщил, что с 1 января все территориальные подразделения перешли на электронный документооборот. С целью упрощения интеграции в общество трудовых мигрантов и, в связи с вступившим в силу с 1 января 2015 года законом об обязательной сдаче экзамена по русскому языку, истории и законодательству России, для работающих иностранных граждан, желающих получить российское гражданство, в республике открыты пять локальных центров, обучающих их русскому языку и выдающих сертификаты установленного образца. 

Помимо введения мер по усилению ответственности за нарушения миграционного законодательства развиваются экономические стимулы, расширяются возможности для легального пребывания и труда мигрантов. Трудовые патенты с 2015 года выдаются для работы как у физических, так и у юридических лиц. В республике в качестве работодателей для иностранных граждан выступили 92 юридических лица и 2627 частных лиц. За трудовые патенты, оформленные в 2015 году, сумма поступивших в бюджет налоговых платежей составила свыше 28 млн рублей. 

По результатам проверок паспортного режима и соблюдения правил регистрационного учета 65 иностранцев выдворены с территории республики за пределы РФ. Иностранцами за отчетный период совершено 37 преступлений, в том числе 5 тяжких. 

* * *

Чувство разочарования вызвал в Абхазии отказ армянской футбольной команды "Арарат" приехать на запланированный на 27 января товарищеский матч с нижегородским футбольным клубом "Волга". 

Представители команды объяснили это запретом, поступившим от армянского МИД, вызванным нежеланием портить отношения с грузинской стороной. 

"Известие об отмене футбольного товарищеского матча между нижегородским футбольным клубом "Волга" и ереванским клубом "Арарат" вызвало большое сожаление и разочарование. МИД Армении в очередной раз идет на поводу у Грузии, - сказал в интервью интернет-изданию "Sputnik Абхазия" начальник политического отдела МИД республики Ираклий Тужба. Он заметил, что в Абхазии еще свежи воспоминания о снятии армянской стороной, по настоянию Грузии, с соревнований абхазских спортсменов, официально приглашенных для участия в международном турнире по вольной борьбе в Ереване в октябре 2015 года. 

Действия руководства Армении он характеризовал как недружественные шаги в отношении его республики. Он напомнил, что между двумя народами существуют давние исторические связи, а в Абхазии проживает крупная армянская община, которая является неотъемлемой частью многонационального народа Абхазии. Он также заметил, что у Абхазии дружественные взаимоотношения с Нагорным Карабахом.

Как сообщила армянская газета "Новое время", группа абхазских депутатов, представляющих армянскую общину республики, направила обращение председателю Национального собрания Армении Галусту Саакяну, где заявила, что МИД Армении, "открыто лоббируя интересы Грузии, проводит политику изоляции Республики Абхазия". Депутаты рассчитывают на то, что спикеру парламента Армении "удастся положить конец этой недальновидной политике".

Газета отмечает, что сегодня в Абхазии проживает более чем 40-тысячная армянская община, действуют порядка 30 средних учебных заведений с обучением на армянском языке.

* * *

Премьера первого анимационного мультфильма по мотивам ингушских легенд и сказаний состоится в середине этого года, сообщает газета "Ингушетия". 

В прошлом году команда художников-аниматоров побывала в республике для изучения быта и обычаев местных жителей. Художники на время исследования жили в семьях местных жителей. Это позволило им глубже понять культуру ингушей для создания более проникновенного художественного произведения. Как отметил куратор проекта Александр Ильин, их приезд в Ингушетию был связан с тем, чтобы понять какими должны быть ингушские герои.

Анимационный фильм "Священный огонь" призван познакомить российского зрителя как с устным народным творчеством ингушей, так и с их обрядами, обычаями, традициями и историей Ингушетии, где сосредоточено 89 исторических селений, свыше 1000 памятников архитектуры разной степени сохранности. С этой целью к работе над фильмом привлечены ингушские этнографы, историки, писатели, художники, режиссеры, сценаристы, а также музейные работники и дизайнеры одежды. Автором сценария уникального произведения является народный артист республики Руслан Зангиев.

"Особое внимание при написании сценария мною было уделено быту древних ингушей, их одежде, топонимическим названиям и именам мультипликационных героев, с тем, чтобы анимационная картина максимально точно передавала дух ингушского народа, его культуру в целом", — говорит автор произведения.

В настоящее время ведется работа над редакцией сценария, согласованием образов героев мультфильма и созданием музыкальных композиций. Над последним работает народный артист Ингушетии Тимур Дзейтов. Фильм ориентирован на выход в широкий прокат и для показа на центральных телеканалах.

17400 просмотров