Вестник Кавказа

New York Times: "Учащаются столкновения между Арменией и Азербайджаном"

New York Times
New York Times: "Учащаются столкновения между Арменией и Азербайджаном"
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

29 января на агдамском направлении фронта ВВС Азербайджана снова уничтожили беспилотный летательный аппарат Армении, следовавший над позициями ВС АР. Армянская сторона сначала отрицала уничтожение беспилотника, а потом заявила, что Азербайджан якобы сбил свой беспилотник. Этот и другие инциденты заставляют наблюдателей говорить о неуклонном нарастании напряженности в зоне конфликт вокруг нагорного Карабаха. В мире такого рода инцидентам поначалу практически не уделали внимания, однако вчера The New York Times опубликовала статью о столкновениях армянских и азербайджанских войск на линии соприкосновения.

"Вестник Кавказа" предлагает читателям ознакомиться с публикацией "Clashes Intensify Between Armenia and Azerbaijan Over Disputed Land".  

События на Украине затмили другой вооруженный конфликт на постсоветском пространстве – между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха, который обострился со "смертельной свирепостью" в последние месяцы, привел к смерти десятков военнослужащих с обеих сторон и поставил две страны на грани войны.

Январь был ярко окрашен кровью постоянных обстрелов, залпов артиллерии и запусков ракет. Два армянских солдата были убиты и несколько ранены в жестокой перестрелке 23 января в северной части линии фронта. Это вылилось в кровавые выходные с минометными и гранатометными атаками, которые привели к гибели по крайней мере трех азербайджанских солдат.

Последние столкновения вызвали необычайно резкую критику со стороны международных посредников, которые встретились с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым в понедельник в Кракове (Польша).

"Всплеск насилия, который начался в прошлом году, должен быть остановлен, - говорится в совместном заявлении посредников из Франции, России и США, – Мы призываем Азербайджан выполнять свои обещания по мирному разрешению конфликта. Мы также призываем Армению принять необходимые меры для снятия напряжения". В противном случае насилие продолжится.

В четверг Министерство обороны Азербайджана заявило, что азербайджанской стороной был сбит беспилотник недалеко от Агдама, азербайджанского города, в котором до войны проживало более 40 тысяч человек. После того, как армянские войска оккупировали его, он остается городом-призраком на протяжении более 20 лет.

В этом году ожидается, что напряжение возрастет еще больше, так как Армения готовится к столетию геноцида армян в Турции в апреле.

На первый взгляд, конфликт кажется спором за горный клочок земли, который кроме Армении и Азербайджана никому не нужен. Однако существует постоянная угроза втягивания в этот конфликт крупных мировых держав, таких как Россия, Турция и Иран.

Кроме того, он представляет собой зловещее предупреждение о том, что может произойти на Украине, где, как многие боятся, Россия намерена превратить восточные регионы, Донецкую и Луганскую области, в подобную зону постоянного конфликта.

Нагорно-Карабахская Республика не признана международным сообществом. Последний всплеск насилия был обусловлен тихой гонкой вооружений, в которой обе страны, особенно богатый нефтью Азербайджан, нарастили свои арсеналы самыми мощными вооружениями.

Между тем, Россия претендует на роль лидера в международных мирных переговорах в рамках Минского группы, сопредседателем которой она является наряду с Францией и США. Несколько недель назад президент Азербайджана Ильхам Алиев повысил ставку, требуя от лидеров Минской группы заставить Армению вывести свои войска с азербайджанских земель (примерно одна пятая международно-признанной территории Азербайджана), которые она оккупирует со дня подписания соглашения о перемирии в 1994 году. "Должны быть приняты меры", - заявил Алиев в своей речи перед кабинетом министров в январе. "Правда заключается в том, что оккупация наших территорий – это не только дело рук Армении. Армения – это слабая и бедная страна. Она находится в беспомощном положении. Разумеется, если бы у нее не было влиятельных покровителей в разных странах мира, нагорно-карабахский конфликт давно бы был решен".
В своей речи Алиев предупредил, что Азербайджан, объемы экономики которого в семь раз превышают экономику Армении, планирует потратить в два раза больше, чем весь бюджет Армении, который составляет 2,7 миллиарда долларов, на укрепление своей боеспособности.

Президент Армении Серж Саргсян ответил на это угрозами. "Горячие головы ждут неожиданности", - заявил Саргсян на одном из недавних военных мероприятий.

"С момента заключения перемирия еще никогда ситуация не была настолько плохой", - говорит Томас де Ваал, старший научный сотрудник Центра Карнеги в Вашингтоне, чья книга "Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной" считается самым авторитетным источником о карабахском конфликте.
"Пятнадцать лет назад тоже было плохо, но было всего лишь несколько траншей, в которых сидело несколько солдат с несколькими ружьями в руках", - говорит де Ваал. "Сегодня обе стороны располагают огромным количеством вооружений, а между ними каких-то 100 метров, учитывая эти беспилотники и прочее".
Он добавляет, что "ставки растут с каждым годом, так же как и шансы сделать ошибку". Рост напряжения, нарушение линии соприкосновения обеими сторонами, интервью высокопоставленных чиновников и военачальников, беседы с десятками жителей, беженцев, ветеранов войны, военнослужащими, местными властями, учеными, общественными деятелями и даже школьниками говорят о том, что обе стороны приближаются к войне, и ни одна из них не ждет и не готова к миру.
"У нас есть поговорка, - сказал полковник Абдулла Курбанов, высокопоставленный чиновник в министерстве обороны Азербайджана во время посещения азербайджанских позиций на линии соприкосновения. - Когда вода смешивается с землей, это грязь. Когда кровь смешивается с землей, это родина".

За линией соприкосновения в городе Шуши, откуда было изгнано азербайджанское население во время войны, армянка Анаида Габриэлян говорит: "Наша земля пропитана кровью. Каждый миллиметр пропитан горем".
С момента начала военных действий в конце 1980-х были убиты десятки тысяч людей и более миллиона стали беженцами, многие из которых остаются таковыми на протяжении более 20 лет.
Увеличение военной мощи сторон - не единственная причина того, что конфликт стал более опасным и более трудноразрешимым.

Нынешние поколения армян и азербайджанцев, в том числе и солдаты, которые служат на линии соприкосновения, не помнят времена, когда их родители и деды жили мирно как хорошие соседи, до того как армяне были изгнаны из Азербайджана, а азербайджанцы – из земель, которые теперь оккупированы Арменией.
Жители Нагорного Карабаха, где армянское население объявило независимость после распада Советского Союза, находятся в затруднительном положении из-за своего непризнанного статуса, который запрещает им вести международную торговлю.
Республика воспринимается как марионетка Армении, так как ее жители путешествуют за границу по армянским паспортам, а многие армянские чиновники, в том числе президент Саргсян, родились в Нагорном Карабахе и раньше занимали там государственные должности.
В бытовых разговорах азербайджанцы отрицают геноцид армян, а армяне часто утверждают, что азербайджанцы – это вообще не настоящая нация, и у них нет законных оснований претендовать на земли, на которых они жили веками.

"Это наша земля, наша родина, и мы всегда будем ее защищать, - говорит Гайанэ Геворгян, армянка, мать двух малолетних детей, которая живет в Шуши, в городе, где до войны жило преимущественно азербайджанское население. - Мы сделаем это ради наших детей. У нас больше нет места, куда мы могли бы пойти".

Хотя долгая история проживания азербайджанцев в Шуши задокументирована и в городе расположены две мечети, Геворгян говорит, что азербайджанцы, изгнанные во время войны, не имеют права сюда вернуться. "Мы были частью Великой Армении еще до рождества Христова, - заявила она в интервью в Государственном историческом музее, сотрудницей которого она является. – Шуши это не их родина, поэтому у них нет права вернуться".

В Азербайджане существует администрация города в изгнании, сконцентрированная на идее восстановления города, который по-азербайджански называется Шуша. "Наша единственная цель – это вернуться, - говорит Байрам Сафаров, глава администрации в изгнании. - Я знаю там каждый камень".

Твердые убеждения делают примирение еще более сложным, несмотря на то, что президенты Алиев и Саргсян встречались в прошлом году три раза.
"Ситуация такова, что после 20 лет провокационной риторики, оба президента подтвердят, что население обеих стран просто не готово", - заявил один западный политик, который встречался с обоими президентами и пожелал остаться неназванным при обсуждении чувствительных дипломатических вопросов.

В Азербайджане десятки тысяч беженцев живут в неблагоприятных жилищных условиях. Иногда целые семьи годами живут в комнатах общежитий местных вузов с общим туалетом и ванной на этаже.

В столице региона (Степанакерте по-армянски, или Ханкенди по-азербайджански) нет действующего аэропорта. А местные власти не принимают официального участия в процессе мирного урегулирования.

Ирина Хачатурян, торгующая безделушками на центральном рынке Степанакерта – армянка, но она мечтает о том, чтобы вернуться в Баку, столицу Азербайджана, где она жила до войны. "Это моя родина. Я там родилась, жила, училась", - говорит Хачатурян, которая хотя она живет среди армян, утверждает, что Степанакерт никогда не станет ее домом. "Я себе места не нахожу, - говорит женщина – Эти 25 лет я живу как на иголках".

 

11665 просмотров