Вестник Кавказа

“Мягкая сила” России в Армении

Давид Степанян, Ереван
Наличие в Армении русофобских настроений уже ни для кого не секрет. Секретом для большей части армянского общества, в том числе русофобски настроенной, остаются реальные причины возникновения подобных тенденций в стране, которая считающейся многовековым партнером и другом русского народа. Следует признать, что определенные причины недовольства отдельными элементами российской политики в Армении и главное в Закавказье все же есть, как впрочем, и в отношении политики любой другой страны. Однако в случае России эти элементы искусственно раздуваются и подогреваются действующими в республике силами прозападной направленности. Эти силы в основном представлены финансируемыми USAID и ему подобными учреждениями общественными организациями и политическими силами. Однако есть мнение, что наличие в Армении антироссийских настроений подогревается и на официальном уровне…

Очередным катализатором процесса нагнетания русофобии в Армении стало заявление губернатора Краснодарского края Александра Ткачева о создании в регионе "казачьей полиции". Появление новой структуры Ткачев обосновал тем, что Ставропольский край больше не справляется с ролью фильтра, «отсеивающего от Кубани» выходцев с Кавказа. Некоторые финансируемые из-за океана армянские информационные ресурсы соответствующей направленности тут же пришли к парадоксальному выводу, что казачья полиция на самом деле будет заниматься насильственной депортаций из Краснодарского края кавказских народов и в первую очередь почему-то армян. В реальности представить себе, что казачья полиция начнет вычищать армян из Краснодарского края и главным образом из Сочи, чуть ли не половину населения которого они составляют, представить себе может разве что больной на голову человек. Не нужно быть гением, чтобы понять то, что внедрение ксенофобских настроений в многонациональной и многоконфессиональной России нанесет мощнейший удар по ее федеративному устройству. Однако некоторые в Ереване этого понимать не хотят, продолжая вносить раздор в умы граждан, в основном живущих за счет трансфертов, которые уж точно высылаются не из-за океана.

Поводом для разговоров “о скорой утрате Арменией независимости” стала идея Владимира Путина о создании Евразийского союза. В целом идея эта вызвала активный дискурс на постсоветском пространстве - у одних ностальгию и надежды, у других страхи. В целом, представляется, что любая идея об интеграции с Россией в Армении традиционно и небезосновательно считающейся пророссийской будет приветствоваться. Однако и тут нашлись люди, посчитавшие Евразийский союз и даже его предтечу в лице Таможенного союза прямой угрозой независимости Армении. Правда, они же почему-то не видят такой угрозы в инициированном США открытии границы с учинившей геноцид армян Турцией. При этом главным упреком в адрес России по-прежнему остается ее якобы недостаточная заинтересованность в справедливом урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Впрочем, подобные упреки в адрес Москвы звучат не только из Еревана, но и из Баку. И если армяне упрекают Москву в продаже Азербайджану вооружений, пиком чего стала продажа зенитно-ракетных систем С-300 в 2010 году, то Баку недоволен тем, что вооружения в Армению Россией не только поставляются, но поставляются по льготным ценам. Этого армянские прозападники почему-то не видят, как не желают видеть и усилий России по достижению компромисса в карабахском конфликте. Москва держит военную базу в Гюмри и поставляет Армении как члену ОДКБ оружие по своим внутренним ценам. За что большинство армян искренне и глубоко благодарны. Однако и тут нашлись люди выражающие недовольство тем, что Ереван взял на себя все расходы по поддержанию деятельности российской 102-й военной базы согласно межгосударственному договору сроком на 49 лет. Те же люди, забывая о том, что нахождение российской базы в большей степени отвечает интересам как раз Армении, поскольку защищаются ее внешние границы, на что Россия тратит огромные средства, требуют вывода базы, как “угрозы суверенитету Армении”.

Сегодня некоторые ереванские политики, подзабыв историю, а вместе с ней и совесть, в том числе новейшую, не хотят вспомнить тот непреложный факт, что именно грозные окрики Москвы остановили готовящееся турецкое вторжение в Армению. И нет никаких сомнений, что Кремль и сегодня заинтересован в сохранении независимости Армении. В то время как от США и стран Запада в целом сегодня можно ожидать в лучшем случае размещения “миротворцев” на линии противостояния в Карабахе, которые уж точно скорее будут поглядывать в сторону юга, то есть Ирана, чем заниматься сохранением мира на Южном Кавказе. Не только Россия, но и любое другое государство, и столь горячо любимые некоторыми США в первую очередь, определяя свои приоритеты в том или ином регионе, руководствуются собственными национальными интересами, а уже потом интересами “братского государства”. И это вполне нормальное явление, принимаемое людьми, имеющими хотя бы отдаленное представление о политике. Однако учитывая, что большая часть населения республики этого представления не имеет, противники российского влияния в Армении ухитрились использовать в своих целях даже прошедший год назад в Ереване военный парад, приуроченный ко Дню независимости республики. Прохождение российских солдат из Гюмри под флагом РФ вызвало неприятие среди проамерикански настроенной молодежи. Участие россиян в параде армянской армии, было воспринято не как политический шаг определенной направленности, а как очередное проявление "имперских амбиций" России. Более того, митинг протеста против участия российских солдат на параде был с некоторым опозданием рассеян полицией лишь на следующий день.

Не остается в стороне и экономика. В последнее время в СМИ бурно обсуждается вопрос о переговорах между Россией и Арменией на предмет повышения цены поставляемого Россией природного газа. Согласно растиражированным прозападными СМИ данным, уже с 1 октября 2012 года Россия намерена повысить цену на газ со 180 до 280 дол. за тысячу кубов. А с 1 января 2013 года установит цену на газ уже в 380 долларов. Несмотря на отсутствие официальных заявлений о подорожании российского газа для Армении, как из Еревана, так и из Москвы, сама перспектива повышения цен для находящейся не в самом лучшем положении экономики Армении также способствует росту нагнетания антироссийских настроений в республике. При этом не следует забывать, что даже в случае достижения цены 380 дол., населению республики уже сегодня при цене на границе в 180 дол. газ поступает по цене в 132 драма, то есть с учетом платы за техобслуживание достигает 400-420 дол. за тыс. кубометров. В этих условиях армянским прозападникам следовало бы спросить за ценообразование тарифов на газ не с России, а с родного правительства или “Армросгазпрома”.

Одним из первых факторов, взятых на вооружение антироссийскими силами в Армении, стал проект “долг в обмен на предприятия”, реализованный еще во времена президентства Роберта Кочаряна, когда в обмен на погашение армянского внешнего госдолга в 100 млн дол. Россия получила несколько предприятий и Разданскую ТЭС, производящую почти половину электричества страны. Сам факт сделки ударом ни для кого не стал, поскольку вышеупомянутые предприятия и так простаивали. Однако при этом в Армении надеялись, что доставшиеся россиянам предприятия заработают, но большинство из них как стояли так и стоят. После чего определенные силы тут же задались вопросом: а почему, к примеру, той же Сирии Москва простила стократно больший долг в 10 млрд дол., а Армении нет?

Не нравится многим и чрезмерное влияние Москвы на местную внутриполитическую жизнь. Однако геополитика и экономика просто не оставляют Армении других вариантов, что, впрочем, не мешает оппозиции в основном прозападной и потому не имеющей дивидендов от близости с Москвой, постоянно озираться в поисках других стратегических партнеров. Это можно было бы считать проблемой чисто армянской оппозиции. Однако проблема это в основном все же российская, поскольку Москва традиционно во всех важных для нее странах работает исключительно с действующей властью, не поддерживая контактов с оппозицией, как это делает Запад.

Как результат этой брешью пользуются геополитические соперники РФ, вбивая клин между Ереваном и Москвой. Если судить по истории армяно-российских отношений, то Армения может представлять собой важную стратегическую зону для России, только при условии наличия слабой власти, потому что при более сильной власти Армения будет стремиться к большей независимости, что россиянам невыгодно. Впрочем, то же самое можно с успехом сказать и об отношении Запада. Существует версия, по которой президент Путин пытается повысить значимость Армении, сменив Сержа Саргсяна на Роберта Кочаряна, не обладающего достаточной популярностью в Армении. На этом фоне предпочтительным и безальтернативным кандидатом для США является уже якобы затеявший “евроремонт” Армении Серж Саргсян. Согласно этой версии, антироссийская волна поднимается в Армении не без участия официальных структур. Таким образом, путем имитации роста антироссийских настроений, правящая сила стремится выиграть время и не дать прозападной оппозиции шанса во внутриполитическом противостоянии.

В целом, зачатки антироссийских настроений в пределах статистической погрешности в Армении были всегда. Но если в первые годы независимости они носили локальный характер, не проявляясь в СМИ, да и в целом народ был настроен весьма пророссийски, то сегодня ситуация несколько иная. И отторжение российской политики на Кавказе возникло не вдруг, оно шло поэтапно, как минимум, в течение последних 10 лет. Тем не менее люди, старающиеся вбить клин в армяно-российские отношения, не представляют весь армянский народ. Даже недавние опросы Gallup показывают, что три четверти населения Армении по-прежнему настроены в отношении России позитивно. И заслуги посольства РФ в этом, к сожалению, практически нет, поскольку его публичная деятельность и дипломатия если и существуют, то крайне малозаметны. Впрочем, последние пертурбации и увеличение финансирования “Россотрудничества” демонстрируют, что в Москве также всерьез задумались об эффекте и возможностях применения “мягкой силы” как минимум в странах СНГ. И для Армении, никак не заинтересованной в том, чтобы стать второй Грузией, это точно на руку.
18565 просмотров