Вестник Кавказа

Москва-Анкара: от конкуренции к стратегическому партнерству

Москва-Анкара: от конкуренции к стратегическому партнерству
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Заявление Владимира Путина в Анкаре об отказе от проекта "Южный поток" отодвинуло на второй план российско-турецкие договоренности, достигнутые в ходе пятого заседания Совета сотрудничества высшего уровня. Между тем, в результате визита Путина в Анкару было подписано восемь документов, в том числе меморандумы о взаимопонимании в сфере энергетики, бизнеса, труда и социальной защиты, а так же о выдаче преступников и уголовных дел.

Заведующая сектором Турции Института востоковедения РАН Наталья Ульченко считает, что прорыв в российско-турецких отношениях произошел именно в этом году. "Визиты предыдущих лет, которые были между 2004-м и 2014 годом, были скорее направлены на то, чтобы зафиксировать, обозначить и, может быть, лишь частично развить достигнутый уровень отношений между двумя странам".

Последний же визит, по мнению Ульченко, "знаменует собой качественный прорыв в отношениях. О каком новом качестве мы можем говорить? Если действительно мелькала раньше такая формулировка, как выход России и Турции на уровень глобального, стратегического партнерства, мне кажется, что это, скорее, было формально. Истинное содержание отношений состояло в том, что страны были партнерами по ряду объединяющих их вопросов, но это партнерство развивалось на фоне острой конкуренции в той же сфере международной торговли энергоресурсами".

Эксперт подчеркнула, что в сложившейся ситуации общие цели стали важнее противоречий, чему способствовало охлаждение отношений России с ЕС. "Теперь противоречия и даже какие-то элементы конкуренции остались в прошлом, в какой-то степени стали вторичны, а на первый план выходит достижение общей цели по наращиванию поставок газа в Турцию и по дистрибуции этого дополнительного объема газа в страны Южной Европы. Возможно, здесь же возникнет Израиль как давний проект".

Наталья Ульченко считает, что улучшение отношений с Россией может способствовать реализации давних амбиций Турции, которые раньше могли казаться малореальными: "Историческая и географическая ирония этой ситуации заключается в том, что Турция, не имея фактически собственных запасов энергосырья в настоящее время имеет реальные шансы занять важное место в международной торговле энергоресурсами, в международном транзите энергосырья".

Раньше Ульченко настораживало, что в Стратегии энергетического развития Турции роль России была связана с тем обстоятельством, что Россия не была до конца готова использовать транзитные возможности Турции, не была готова использовать ее территорию для транзита своих газовых поставок на международный рынок. Теперь это ограничение снято, и перспективы выхода на объем товарооборота в 100 млрд дол. перестают быть призрачными, обретают реальность".

"Другое дело, - оговаривается эксперт, - что в рамках этой реальности остаются структурные проблемы двусторонней торговли. То есть это обмен поставок российского энергосырья на технологически не слишком сложный и довольно дешевый турецкий импорт. Структурные проблемы остаются, и их решение не является очень простым, поскольку оно связано с решением глобальной задачи по преодолению такой сложной экономической проблемы как ловушка среднего уровня развития, в которую Турция совершенно очевидно входит, и ей нужно будет искать свои способы выхода из этой ловушки. Она как раз связана с усложнением технического уровня производства и экспорта. И только в этом случае можно будет говорить о каких-то структурных сдвигах в двусторонней торговле. Кстати, эти же задачи стоят и перед Россией. Словом, перспективы роста товарооборота становятся реальны, но перспективы структурной эволюции двусторонней торговли более сложны".

8095 просмотров