Мэрия Еревана пытается превратить сверхприбыль в еще большую сверхприбыль

Мэрия Еревана пытается превратить сверхприбыль в еще большую сверхприбыль

К числу экономических проблем Армении вскоре может прибавиться еще одна проблема - повышение тарифов на общественный транспорт в Ереване. Мэрия планирует передать управление столичным транспортом частному оператору. По информации ряда СМИ, за этим шагом скрывается очередная попытка мэрии повысить тарифы.

В июле 2013 года мэрия приняла решение о том, что плата за проезд в наземном общественном транспорте столицы должна повыситься на 50%. Планировалось повысить тариф для микроавтобусов и автобусов со 100 до 150 драмов, а для троллейбусов - с 50 до 100 драмов (1 доллар США = 470 драм). Из-за мощного протестного движения, мэрия вынуждена была отказаться от своих планов. Однако тема повышения тарифов остается "подвешенной" и до сих пор. Судя по заявлениям чиновников, которые вот уже несколько лет пытаются доказать необходимость повышения тарифов, вопрос остается на повестке дня мэрии. Таким образом, решение столичных властей оставить в 2013 году в силе старые тарифы на транспорт было лишь временной уступкой.

2014 год ознаменовался акциями протеста работников транспортной сферы и в первую очередь водителей микроавтобусов, требующих повысить плату за проезд до 300 драмов. Требования мотивируются тем, что существующий тариф не покрывает затрат транспортников, включая выплату налогов, покупку запчастей, плату за топливо.

Еще в прошлом году ереванская мэрия в качестве обоснования повышения стоимости проезда на транспорте представила расчеты, согласно которым себестоимость перевозки одного пассажира микроавтобуса составляет 138 драмов, а перевозка на автобусе - 149,8 драмов. По оценке специалистов мэрии, с учетом числа перевозимых пассажиров, при тарифе в 100 драмов, в годовом разрезе владельцы одного микроавтобусного маршрута несут убытки в 80 млн драмов, а в случае автобусов, по меньшей мере, 125 млн драмов. Однако некоторые экономисты при внимательном изучении обоснования, обнаружили, что расчеты мэрии сделаны, исходя из того, что микроавтобусы перевозят за один рейс всего 15 пассажиров, а автобусы - 30, что не соответствует реальности.

Бывший мэр Еревана Ваагн Хачатрян предложил сесть в маршрутку и посчитать, сколько человек она перевозит до конечной точки: "Именно в этом кроются теневые суммы владельцев маршрутных линий, которые составляют 12-15 тысяч долларов в месяц. Это только с одной линии. В результате подорожания доходы владельцев линий увеличатся на 20-30%".

По убеждению экспертов, в расчетах мэрии значительно завышены суммы, необходимые на покупку новых запчастей, а также зарплаты водителей в 150-200 тыс. драмов, поскольку в реальности водители получают порядка 80 тыс. драмов. Не укладывается в логику расчетов и реальное соотношение предлагаемых тарифов с ценами на газ на заправочных станциях.
Причем в рассчитанную плату за проезд власти включили все риски, в том числе, проценты по кредитам, которые владельцы маршрутов обязаны платить из своей прибыли.

"Мэрия пытается этими расчетами превратить уже существующую сверхприбыль в еще большую сверхприбыль. Это является итогом слияния бизнеса с политической властью, которое позволяет выжимать людей до конца",- считает юрист Карен Межлумян.

По данным армянских СМИ (сведения до сих пор никто не опроверг) столичные маршруты, по которым курсируют маршрутные такси N5 и N32, принадлежат ООО "Тарон и Роберт", иначе говоря, мэру Еревана Тарону Маргаряну и его шурину, депутату парламента. Мэр также является владельцем маршрутной линии N20. Несколько линий общины Ачапняк принадлежат семье спикера Национального собрания Галуста Саакяна, оба сына которого занимают посты в системе власти. Несколько маршрутных линий принадлежит олигархам Рубену Айрапетяну и Самвелу Алексаняну.

Получается, что маршрутные линии находятся в руках многочисленных частных владельцев. Тогда как в других более крупных городах мира в сфере общественного транспорта заняты не несколько десятков организаций, а всего две-три компании. Общественный транспорт должен выполнять свои функции по обеспечению высокого уровня сервиса и безопасности, а не быть нацеленным главным образом на получение сверхприбыли, но для этого необходимо проведение реально транспарентного тендера, что в условиях сегодняшней Армении представляется маловероятным.

Поэтому подорожание транспорта на фоне отсутствия какого-либо дотационного механизма (чиновники ссылаются на отсутствие соответствующих средств в бюджете Еревана), станет еще одной проблемой в комплексе социальных проблем, наряду с девальвацией драма, повышением цен на основные продукта питания и планируемым подорожанием электроэнергии.

9315 просмотров




Вестник Кавказа

в YouTube

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!