Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.
Одно из активных направлений деятельности компании «ЛУКОЙЛ» – открытие нефтяных автозаправок. Они отличались от построенных в советское время и дизайном, и комфортом. Первая автозаправка «ЛУКОЙЛа» в Баку произвела фурор! В торжественном открытии автозаправочного комплекса участвовали азербайджанский премьер-министр Ф. Гулиев, вице-премьер российского правительства А. Большаков, президент «ЛУКОЙЛа» В. Алекперов, глава ГНКАР Н. Алиев. Автозаправочный комплекс, построенный «ЛУКОЙЛом», стал крупной инвестицией в экономику города Баку. В последующие годы «ЛУКОЙЛ» увеличил количество этих комплексов и занял достойное место на рынке нефтепродуктов Азербайджана. Общая стоимость проекта составила 1,7 млн долларов. Автозаправочный комплекс соответствует мировым стандартам и способен обслуживать до 2 тыс. автомобилей в день. В его состав входят автозаправочная станция, мойка, мастерская автосервиса, магазин запчастей, ресторан, кафе-бар и продуктовый супермаркет, торгующий товарами российского производства. Строительство одного автокомплекса в среднем обходилось в 1 млн долларов. К январю 1998 г. структурами «ЛУКОЙЛа» в экономику Азербайджана было вложено около 145 млн долларов. В 1997 г. в бюджет Азербайджана от налогов «ЛУКОЙЛа» поступило 24 млрд манатов. Азербайджанский бюджет компании на 1998 г. составлял 90 млн долларов.
Отличительная особенность «ЛУКОЙЛа» в том, что он никогда не ограничивается добычей и реализацией сырой нефти, а всегда старается организовать полный производственный цикл. 28 января 2000 г. в Хатаинском районе Баку, в так называемом «Черном городе», состоялось открытие нефтебазы ОАО «ЛУКОЙЛ», занявшей важное место в экономической цепочке нефтепереработки. Систему контроля параметров на нефтебазе установило НПО «Нефтегазавтомат». Аналога этой разработке не было ни в одной из республик СНГ. Оборудование на нефтебазе установили известные фирмы «Fisher Rosemount» и «Универсал электрик». Не выходя из диспетчерской, оператор получает информацию о состоянии каждого резервуара. Компьютер фиксирует даже малейшую утечку. На строительные работы было потрачено 9 месяцев.
Компания «ЛУКОЙЛ» реализовала проект загрузки простаивающих нефтеперерабатывающих мощностей города Баку давальческим сырьем. Нефть закупается у иностранных компаний и совместных предприятий. В соответствии с соглашением с правительством Азербайджана8, АО «ЛУКОЙЛ» установило спутниковый терминал связи и реконструировало Бакинскую АТС-929.
Контракт по месторождению Карабах
Вторым крупным подписанным Азербайджанской Республикой контрактом стал нефтяной контракт по месторождению Карабах (контракт подписан 10 ноября 1995 г.). В названии «Карабах» звучит напоминание о самой острой территориальной проблеме Азербайджана и о надежде решить ее с помощью крупных компаний ведущих стран мира. На этот раз Г. Алиев сделал основную ставку на компанию «ЛУКОЙЛ», т.е. на Россию. В контракте компания «ЛУКОЙЛ» получила 32,5%, итальянский «Аджип» и американский «Пеннзойл» – по 30%, у ГНК АР – 7,5%. На деле участие «ЛУКОЙЛа» было весомее благодаря имевшемуся соглашению о совместной деятельности с «Аджип». Российская компания также получила статус оператора, что давало официальные полномочия влиять на принимаемые решения. Запасы месторождения Карабах оценивались в 85 млн тонн, максимальная добыча4 – в 7 млн тонн в год. 14 февраля 1996 г. Национальное собрание Азербайджанской Республики приняло закон о перспективной нефтяной структуре Карабаха. Это был второй контракт ГНКАР, заключенный с иностранными компаниями, получивший силу закона.
Как отметил председатель Народного собрания Р. Гулиев, само участие в контракте «ЛУКОЙЛа», «Aджип», «AMOKO», «Би Пи/Статойл» означало политическое признание ведущими государствами независимого Азербайджана, способного обеспечить условия для осуществления контракта. Преимуществом «Карабаха» для Азербайджанской Республики было и то, что страна не тратила средств на разведку месторождений. Эти расходы брали на себя иностранные участники.
Полное название закона Азербайджанской Республики – «О разрешении на принятие, утверждение и реализацию соглашения на разведку, разработку и долевом разделе добычи с перспективной структуры «Карабах» и с прилегающих к нему территорий в азербайджанском секторе Каспийского моря между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и компаниями «ЛУКОЙЛ Интернешнл лтд», «Аджип Азербайджан Б.В.», «ЛУКаджип Н.В.», «Пеннзойл Каспиан девелопмент корпорейшн» и Аффилированной коммерческой компанией ГНКАР».
Привлечение к контрактам компаний «ЛУКОЙЛа» азербайджанской политической элитой принималось неоднозначно. Оппозиция оценила это как давление Москвы. Бывший глава парламента и председатель «Мусават» Иса Гамбар даже пригрозил, что в случае возвращения эльчибеевского правительства они обязательно пересмотрят условия договора. Несмотря ни на что, контракт был подписан 10 ноября 1995 г. согласно распоряжению азербайджанского президента от 4 августа 1995 г. соответствующий закон, принятый Национальным собранием, был подписан президентом Азербайджана 13 февраля 1996 г.
Новое соглашение напомнило о нерешенной проблеме статуса Каспия, и это происходило каждый раз, когда заключался контракт по тому или иному каспийскому месторождению. Абсурдность ситуации заключалась в том, что все прикаспийские страны уже участвовали в этих контрактах. Нефтяники работали, а политики продолжали бесконечный спор.