Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -63

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Экономическая стратегия страны опиралась в целом на политическую и экономическую стабильность, на экономические реформы. Одним из самых важных направлений было обеспечение экономической стабильности страны, создание уверенности у инвесторов в выгодности капиталовложений в ее экономику. К 1995 г. экономический кризис обострился и превратился в экономический коллапс. Полученные нефтяные бонусы в 1995 г. были направлены на покрытие 71% дефицита бюджета, а в 1996 г. бонусом был покрыт весь дефицит бюджета.

Отрицательными последствиями кризиса стали монополизация экономики, растаскивание государственной собственности, увеличение внешнего долга государства, увеличение отрицательного сальдо в торговле, возрастание коррупции. Все это на июльском совещании правительства было признано тормозом в развитии экономики. В 1995 г. не было собрано 50,5% налогов, дефицит бюджета достиг к 1996 г. 342,3 млрд рублей.

Другим опасным фактором в развитии страны была макроэкономическая нестабильность. Правительство, считавшее борьбу с ней своей первоочередной задачей, в начале 1990-х гг. стало проводить экономические реформы. Но продвижение Азербайджана в систему рыночных отношений в начале 1990-х гг. было в то время непродуманной политикой, которая бросила страну в хаос стагнации. Одним из главных препятствий в достижении стабильности была галопирующая инфляция, охватившая после распада СССР все постсоветское пространство. Она была выгодна для определенной части финансистов, заработавших на этом колоссальные состояния, и губительна для основной части населения и государственного бюджета.

В 1994 г. уровень инфляции в Азербайджане достиг 1600%, т.е. в течение года потребительские цены возросли в 16 раз. В 1995 г. в результате предпринятых мер удалось снизить инфляцию до 8,5%, а в 1996 г. уровень инфляции снизился до 6,7%4, что было большим достижением. Для снижения инфляции Национальный банк Азербайджана провел конкретные изменения в банковской системе страны: неблагонадежные банки были закрыты; укрепились и открылись банки, собственники которых были близки новым властям. Итогом проведенной политики стало создание единой банковской системы, управляемой только «своими». В 1990–1992 гг. можно было создать банк с уставным фондом 5 тыс. долларов. По рекомендации Международного валютного фонда (МВФ) Национальный банк Азербайджана (НБА) поднял размер уставного фонда первоначально до 1 млн долларов, с 1 июля 1999 г. – до 1,75 млн, а к концу года – до 2 млн долларов. МВФ же требовал до 1 января 2001 г. поднять размер уставных фондов банков до 5 млн долларов.

Безоговорочное выполнение рекомендаций Международного валютного фонда приводило к дефициту в бюджете. Зарубежный опыт нужно было крайне осторожно переносить на почву Азербайджана, ибо методы и способы решения проблем для каждой страны имеют свою специфику. МВФ порой не учитывал социально>экономические и политические условия страны и давал очень жесткие установки. Опыт ФРГ, Японии и Китая стал ярким примером внедрения мировых достижений, учитывавших национальные особенности страны. Естественно, не все учредители банков имели возможность пополнить уставный фонд банка реальными деньгами в сумме 1 млн долларов. В условиях еще не окрепшей власти особое значение имел вопрос – кому принадлежат частные банки. Это и стало рычагом «чистки» банковской системы. Руководство НБА, безоговорочно подчиненное президенту, давало возможность владеть банком только представителям власти. Они могли искусственно пополнить уставный фонд, затем получить необходимые суммы от НБА в виде кредитов и продолжить свою деятельность. Остальные банки или закрывались, или продавались за небольшие деньги новыми учредителями. Количество банков сократилось, оставшиеся стали более крупными. Романтический период, когда в Азербайджане каждый желающий мог открыть банк так же легко, как и магазин, и назвать его именем любимой женщины или дочери, ушел безвозвратно. «Доалиевский» период, когда бизнес существовал отдельно от государства и был независимым, постепенно закончился. 

Отныне бизнес был полностью подчинен государству. Если прежде быть бизнесменом считалось более престижным, чем быть государственным чиновником, то теперь ситуация кардинально изменилась, и в скором времени хозяевами бизнеса стали руководители ключевых государственных органов. Создав, с одной стороны, с помощью Национального банка надежную систему коммерческих банков, с другой стороны, удержав кредитную эмиссию и обеспечив контроль над дефицитом бюджета, государство обеспечивало снижение инфляции. Возникла парадоксальная ситуация: с одной стороны, остановили кредитную эмиссию; с другой стороны, при минимальном уровне коммерческих доходов в 1994–1995 гг. банки требовали годовые проценты (160–180%) от уже выданных кредитов.

В условиях экономического кризиса выплачивать не только эти проценты, но и основную сумму кредита было сложно. В связи с этим в 1997–1998 гг. эти кредиты были отменены.  К началу 1997 г. дефицит бюджета фактически не превышал 3%. Для обеспечения стабильности в экономике также необходимо было установить курс национальной валюты – маната. Это стало одним из определяющих факторов развития. С января 1996 г. по апрель 1997 г. уровень ревальвации составил 10%, что свидетельствовало о стабилизации курса маната.
8250 просмотров