Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -61

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Операционные работы по контракту выполнялись благодаря многомиллиардным инвестициям. Каждый заказ означал новые рабочие места и новые зарплаты. Это было особенно важно в годы экономического коллапса и массовой безработицы в Азербайджанской Республике и на постсоветском пространстве в целом. Азербайджанские и западные компании вступали в конкуренцию за получение конкретных заказов от АМОК. Заказы предоставлялись, естественно, на тендерной основе и по условиям западных стандартов. Проблема была в том, что большинство азербайджанских компаний не были практически готовы к предоставлению сервисных услуг и поставке необходимого нефтяного оборудования, соответствующего мировым стандартам. Технические и технологические стандарты, используемые в республике в годы советской власти, существенно отличались от применяемых западными компаниями по надежности, эффективности и экологичности.

Возможный выход из этой ситуации – кооперирование азербайджанских компаний с западными, функционирование совместных предприятий (СП) на требуемом уровне и предоставление АМОК гарантий по соответствующим услугам. В результате были образованы совместные предприятия (СП) – «Каспиан Геофизикал», «Макшельф», «Макдок», «Азери-Фугро», «Азфен» и другие. Все они получили заказы у АМОК. Степень задействованности азербайджанских компаний в образованных СП оказалась высокой. По мнению партнеров ГНКАР, это было для них неожиданностью и не имело аналогов в мировой практике западных нефтяных компаний.

В течение первых двух лет своей деятельности при распределении 283 контрактов и закупочных заказов общей стоимостью 590 млн долларов АМОК присудила азербайджанским компаниям или СП 46 контрактов стоимостью 114 млн долларов. При сравнении данных за 1996 г. с данными за 1995 г. заметна существенная роль участия азербайджанских компаний и СП в деятельности АМОК. Азербайджанская доля в общей стоимости проведенных операций возросла с 12–15% в 1995 г. до 20–25% в 1996 г.2. Виды контрактной деятельности, которые были присуждены азербайджанским компаниям и СП, включали строительные работы первой фазы, перевозку и ремонт модулей платформы «Чираг-1», ремонт судов, сейсморазведку, лабораторные анализы, вертолетные услуги, экологические исследования, строительство терминала и трубопровода. Это объяснялось богатой историей нефтегазодобычи в Азербайджане, относительно развитой инфраструктурой и высоким инженерно>техническим потенциалом Азербайджанской Республики.

Среди СП с самого начала реализации проекта выделялось американо-азербайджанское предприятие «Макшельф» – крупнейшая в мире компания по проектированию морских глубоководных платформ. Специалисты «Макшельфа» имеют опыт управленческой деятельности и строительных работ во многих уголках мира, как в море, так и на суше. Они проектировали и разрабатывали технико-экономическое обоснование для предприятий на северном побережье Тихого океана и в Западной Сибири. Потенциал предприятия включает в себя производственные мощности и опыт азербайджанских нефтяников в профильных компаниях США, Великобритании, Ближнего и Среднего Востока.

В азербайджанском секторе Каспия «Макшельф» осуществляла маркетинговые и строительные услуги на производственных мощностях с общей площадью 110 га и являлась подрядчиком АМОК. Компания реконструировала стационарную платформу «Чираг-1» и осуществляла пусконаладочные работы «под ключ» буровым организациям в соответствии с западными стандартами. Двухблочные стационарные платформы «Чираг-1» осуществляют трехэтапную эксплуатацию месторождения. Нефть, газ и вода разделяются, горючее по отдельности транспортируется в терминалы, а сливаемая в уже очищенном виде вода, естественно, не загрязняет окружающую среду. Предприятие на 80% было укомплектовано местными рабочими, руководитель компании Р.Х. Гаджизаде и 70% инженерно-технического персонала были уроженцами Азербайджана.

В «Контракте века» переподготовке местных специалистов для работы в морских условиях уделялось большое внимание. Создавались специальные школы и курсы, где проводились теоретические и практические занятия, за счет компаний на учебу в США отправлялись студенты, прошедшие специальное тестирование. К лету 1996 г. планировалось завершить строительство платформы и одновременно начать прокладку трубопровода. С этой платформы АМОК предстояло пробурить 24 скважины. Срок ее службы в море – 50 лет. К началу 1996 г. «Макшельф» был единственной компанией в районе Каспийского моря, строившей морские платформы и трубопроводы.

Еще одним известным СП, действующим в азербайджанском секторе, стало азербайджано-турецкое совместное предприятие «Азфен». В августе 1996 г. в АМОК состоялось подписание соглашения по строительству нефтяного терминала в Сангачале. Этот терминал предназначался для приема ранней нефти «Контракта века». СП «Азфен» было образовано ГНК АР и турецкой фирмой «Текфен иншаат». Терминал в Сангачале – это 4 резервуара емкостью 30 тыс. тонн каждый. Компания «Азфен» провела работы по сооружению трубопроводов протяженностью 200 км. Трубы поставлялись из Японии (эта страна зарекомендовала себя на мировом рынке качеством исполнения заказов) через Поти с соблюдением сроков исполнения заказов. Для прокачки ранней нефти необходимо было построить подводную линию из труб диаметром в 24 дюйма протяженностью 200 км до терминала в Сангачале. Антикоррозийная защита полученных труб обеспечивалась в Баку «Азфеном» совместно с нидерландской фирмой «Бродерс Прейз».
9265 просмотров