Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -60

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

В 1997 г. доходы населения увеличились на 27% по сравнению с 1996 г. и составили 136 тыс. манатов в среднем на душу населения, то есть 34 доллара в месяц. Это увеличение не было существенным для бюджета среднего жителя страны, тем более что минимальная потребительская корзина составляла 340 тыс. манатов (примерно 90 долларов). Однако по сравнению с 1994 г. это был рывок. Тогда среднемесячная зарплата составляла всего 7 долларов.

Для переоборудования промышленных предприятий нужны были крупные вложения. Средств для этого в республике не было. Большие валютные поступления по «Контракту века» ожидались только в 2003 г., т.е. как минимум еще через пять лет. Количество безработных к концу 1997 г. доходило до 1 млн человек, только среди беженцев их было 500 тыс. человек. 30 тыс. безработных были из нефтяной отрасли (большая часть из них – квалифицированные работники машиностроительных предприятий, выпускавших нефтяное оборудование).

Продолжались политико-структурные преобразования, проводилась политика благоприятствования иностранным инвестициям. В стране завершилась малая приватизация и продолжилась приватизация средних и крупных предприятий. Рост экономики в 1997 г. планировался на уровне 7%, инфляция – не более 4–5%, инвестиции в экономику должны были составить около 1,5 млрд долларов3. В 1996 г. рост ВВП составил 1,3%, в 1997 г. этот показатель повысился до 5,8%. Для сравнения: в 1992–1995 гг. ВВП ежегодно понижался в среднем на 20–22%4. В 1997 г. с приватизации 7500 малых и средних предприятий в бюджет государства поступило 143 млрд манатов, а в экономику Азербайджанской Республики было вложено инвестиций в 2,1 раза больше, чем в 1996 году.

Основные законодательные акты, регулирующие привлечение иностранных инвестиций на территории Азербайджана – «Закон о защите иностранных инвестиций» и «Закон об инвестиционной деятельности Азербайджанской Республики» – были направлены на привлечение и эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий. Эти законы определяют правовые и экономические принципы осуществления иностранных инвестиций в республике и гарантируют защиту прав инвесторов. С целью привлечения иностранных инвестиций правительством заключались и двухсторонние межправительственные соглашения.

По данным Министерства экономики, из инвестиций 1997 г. (1 млрд 307,3 млн долларов) прямые инвестиции составляли 1,111 млрд, а 196,3 млн составляли кредиты. Основная доля инвестиций, направляемых в нефтяной сектор, в соотношении с ненефтяным сектором постоянно изменялась, особенно в 1996–1997 гг. Объемы инвестиций в экономику республики ежегодно увеличивались. Если иностранные инвестиции в 1996 г. без учета нефтяного сектора и кредитов МФО составляли 101,8 млн долларов, то в 1997 г. этот показатель был равен 330,9 млн долларов.

Оценивая итоги 1997 г., даже оппозиция признавала определенные «подвижки» в нефтяной промышленности, а именно:
_ повышение рейтинга республики и снижение показателя инвестиционного риска (в 1997 г. в рейтинге журнала «Euro Money» Азербайджан поднялся на несколько пунктов);
_ повышение квалификации сотрудников отрасли (для сотрудников работали образовательные курсы, в том числе и за границей);
_ увеличение количества задействованных на контрактных работах граждан Азербайджанской Республики (их число достигало 2 тыс. человек);
_ развитие банковского сектора и увеличение объема иностранных кредитов и инвестиций;
_ приход в республику средних и малых иностранных компаний; инвестиции в нефтяной сектор сопровождались стремительным развитием сопутствующих секторов экономики;
_ развитие нефтяной отрасли в целом и интеграция ее в мировую экономическую систему;
_ увеличение объема и количества гуманитарной помощи;
_ увеличение темпов реформирования и развития рыночной инфраструктуры.

Однако при всех этих успехах страна должна была, по нашему мнению, обезопасить себя от следующих факторов:
_ дисбаланса развития, подобного «голландскому синдрому»;
_ нецелевого использования прибыли с контрактов.

В марте 1997 г. в парламенте Азербайджана были обсуждены итоги предыдущего года, было особо отмечено положительное значение для экономики республики ежегодного возрастания иностранных инвестиций. Анализ процесса реализации МПОР позволяет сделать итоговые выводы, применимые к другим контрактам в азербайджанском секторе Каспия.

1. В Азербайджане имеется широкая сеть предприятий и сооружений по выпуску оборудования для нефтяной промышленности, однако все они в различной степени требуют модернизации и усовершенствования в соответствии с общепринятыми международными стандартами. Азербайджанское правительство, воодушевленное получением ранней нефти, провозгласило первоочередной задачей производство и экспорт оборудования и услуг для нефтяной промышленности каспийского региона и других стран. Решение этой задачи вело к возрождению нефтяной отрасли промышленного комплекса республики и обеспечению рабочими местами десятков тысяч работников отрасли. Завершение программы ранней нефти АМОК и спад производственной активности до наступления следующего этапа разработки месторождения вызывали снижение занятости рабочих и специалистов.

2. Азербайджанские рабочие и специалисты быстро усваивали курс необходимой подготовки и в ответ на материальное стимулирование могли обеспечивать производительность и качество работ на мировом уровне.

3. Анализ метеорологических и сейсмических характеристик азербайджанского сектора Каспийского моря доказал, что технические стандарты Агентства нефтяной информации (АНИ) применимы к контрактным территориям АМОК без изменений.

4. Правительство республики и ГНК АР полностью выполнили свои обязательства и оказывали АМОК постоянную поддержку на всех государственных уровнях.

5. При правильной организационной структуре и при наличии благоприятного инвестиционного климата можно ожидать высокой конкурентоспособности как в самом каспийском регионе, так и на международном рынке за пределами региона. Подтверждением этому может служить деятельность СП «Каспиан Геофизикал», «Азфен» (ГНК АР / Текфен), «Макшельф», «Макдок» (ГНК АР, «МакДермотт»), Азлаб, «АзериФугро» и «Каспиан Дрилинг Компании» (ГНКАР – «Санта-Фе»). Общая стоимость сервисных работ, предоставляемых азербайджанскими компаниями и совместными предприятиями в ходе реализации проекта ранней нефти, составила 140 млн долларов.
8745 просмотров