Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.
Осенью 1991 г. руководство нефтяной корпорации «Амоко продакшнкомпани» вело окончательную доработку контракта о совместной разработке месторождения Азери. По признанию президента компании Патрика Джона Эрли, необходимы были дальнейшие длительные переговоры для детализированного уточнения всех позиций контракта.
В ходе поездки в Баку делегации посещали не только нефтяные промыслы, но и отдельные промышленные предприятия. Из предприятий, построенных в советские годы, их особенно заинтересовал завод глубоководных оснований. По оценкам президента компании «Амоко продакшн», это было «современное по всем меркам предприятие», и они были готовы использовать его для совместной работы.
Экономическая стратегия советского руководства в конце 1980-х – первые годы 1990-х диктовала следующие задачи: во-первых, объединение всей цепочки нефтяного производства в единый нефтяной комплекс; во-вторых, направление ожидаемых инвестиций нефтяных корпораций на коренную модернизацию нефтеперерабатывающих заводов в целях повышения глубинной переработки до 80–85%; в-третьих, не просто продажа добываемой в будущем сырой нефти, а изыскание возможности перерабатывать нефть на зарубежных нефтеперерабатывающих заводах. Одним из возможных путей руководство страны считало покупку акций этих предприятий. Именно эта стратегия – не просто совместная добыча нефти, но и совместное создание всей инфраструктуры в нефтяной промышленности – становилась основой переговоров. Но инвесторов интересовали только предприятия, обеспеченные современным оборудованием, например, Бакинский завод по использованию глубоководных оснований. Судьбу других предприятий отрасли руководство компании «АМОКО» определило следующим образом: «…Если их продукция будет отвечать мировым стандартам, то их подключение к работе не может вызывать сомнения».
14 машиностроительных предприятий, производивших 70% советского нефтяного оборудования, имели устаревшее оборудование и не могли выпускать продукцию, отвечающую мировым стандартам. Но модернизировать эти предприятия мировые нефтяные компании не собирались.
Переговоры о заключении контрактов по месторождениям проходили сложно. Вначале зарубежным компаниям было предложено создание совместных предприятий. Но принятие Верховным Советом СССР 5 июля 1991 г. законодательных основ об иностранных инвестициях открыли совершенно новые возможности для сотрудничества. Потребовалось время, чтобы отреагировать на эти изменения. Сложной и долго обсуждаемой экономической проблемой был выбор варианта проекта доставки нефти на мировой рынок, а конкретнее – не было согласованной позиции о географическом маршруте нефтепровода.
С самого начала этот вопрос затрагивал интересы различных государств.
Президент компании «Амоко продакшн» П.Д. Эрли говорил: «…помимочисто экономических категорий, существуют и политические, потому что нефтепровод будет проходить по территории различных государств».
В июле 1990 г. состоялся визит в СССР заместителя министра торговли США Тимоти Макбрайда. В рамках визита Макбрайд приехал в Баку, где встретился с президентом Азербайджанской Республики. Это означало политическую поддержку деятельности американских компаний в Азербайджане. После этого визиты глав американских компаний в Баку участились. Бизнесмены приезжали целыми группами и изучали положение дел в местной нефтяной промышленности.
К концу 1991 г. советскому руководству стало все сложнее сохранять единое экономическое пространство. Центробежные силы в союзных республиках стремились освободиться от влияния центра, рвались к власти, игнорировали объективную экономическую ситуацию и потребности интегрированной экономической системы.
На волне революционного романтизма они создавали препятствия для заключения договора об экономическом сообществе. Исходным событием для этого следует признать распад Советского Союза. Августовские события в Москве 1991 г., подписание в декабре того же года Беловежских соглашений и фактическая ликвидация союзного государства открыли путь Азербайджану к полностью независимой нефтяной политике.
В условиях развала СССР азербайджанскому руководству было сложно рассчитывать на поддержку московского центра в развитии нефтяной промышленности. Тем более что руководство республики совершенно четко осознавало несправедливость и нелогичность ценовой политики в нефтяной отрасли. В годы распада и кризиса экономики Союза советская нефть на мировом рынке стоила очень дешево. Еще ниже была внутренняя цена на нефть. Например пол-литра «Боржоми» стоили 40 коп., а литр бензина – 20 коп. В 1990 г. на одну тонну самой качественной нефти в Союзе была установлена цена 60 руб. (нефть, добытая на суше) и 34 руб. (нефть, добытая в море). Удивительно, что на нефть, добываемую со дна
Каспийского моря, была установлена более низкая цена по сравнению с менее затратной нефтью, добываемой на суше. Именно эта нелогичность объясняет незаинтересованность местных структур в каспийской нефти.
Попытки центрального правительства спасти ситуацию к началу 1991 г. установлением единой цены и повышением ее до 120 руб. за тонну оказались полумерой в условиях отсутствия необходимых инвестиций. Поэтому стремление республики распоряжаться своими ресурсами и реализовывать их по достойной цене было совершенно оправданным. Этим спекулировали революционные романтики, не разбиравшиеся в реальной экономике. Они спешили обещать населению в скором будущем поднять Азербайджанскую Республику до уровня жизни в Кувейте. Производственное объединение «Азнефть» превратилось при отсутствии союзных дотаций из малорентабельного в планово-убыточное. Для выполнения планов этой организации требовалось более 1 млрд руб., а ее собственные возможности составляли чуть более 500 млн.
Республиканские власти активизировали ведение переговоров по нефтяным контрактам, принимали меры, направленные на стабилизацию отрасли в целом. С ноября 1991 г. республиканским правительством было одобрено введение договорной цены на уникальную по качеству нефть Азербайджана. Это дало возможность поднять цены на нефть сразу до 191 руб. на море и до 346 руб. на суше1. В ноябре 1991 г. правительством республики планировалось создание Республиканского государственного нефтегазового концерна. Большие проблемы испытывали предприятия нефтяного машиностроения. «Азнефтемаш» постепенно терял рынок, связывавший его с 25 странами мира. Рынок этот захватывался компаниями США. Ненефтяные страны (Япония и Швеция) специализировались на производстве нефтяного оборудования. Их отличала высокая рентабельность производства. Тем не менее страны, входившие в прошлом в СЭВ и получавшие оборудование с «Азнефтемаша», были заинтересованы в дальнейших закупках доступного по цене оборудования этого завода. Пример: одна американская качалка «Лафкин» обходилась в 40 тыс. долларов; аналогичное оборудование, производимое предприятием «Азнефтемаш», хотя и уступало по качеству американскому, стоило в 100 раз дешевле. Однако «Азнефтемаш», не получая сырья и комплектующих материалов, был не в состоянии производить необходимое партнерам оборудование. Развал Союза заставлял вместо вертикальных создавать горизонтальные связи, которые пытались привести в соответствие с реальной экономической ситуацией в добыче нефти.
История бакинской нефтяной промышленности -39
Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
12395 просмотров