Вестник Кавказа

Иран: первые итоги года

Уходящий год показал, что ситуация, складывающаяся на Ближнем Востоке, может привести к установлению нового миропорядка, причем существенную роль здесь могут сыграть страны Персидского залива.

Так, очередная смена власти в Египте была неоднозначно встречена не только в Москве, Брюсселе и Вашингтоне, но и в странах Залива. "Саудовская Аравия поддержала этот переворот и оказывает поддержку новой власти. Катар наоборот посчитал незаконным свержение законно избранного президента Мурси. То есть такого единства уже в рядах Совета сотрудничества [арабских государств Персидского залива] по этому вопросу нет, - убеждена профессор кафедры современного Востока РГГУ Елена Мелкумян. - Новая ситуация связана и с теми переговорами, которые были начаты с Ираном. Подписание в Женеве предварительного соглашения по иранской ядерной программе меняет ситуацию в регионе Залива и на всем Ближнем Востоке".

Вообще иранский фактор многое определяет в политике государств Залива. По словам Мелкумян, "в последние годы их отношения были очень напряженными. Саудовская Аравия заявляла о том, что Иран главный ее противник в регионе, и другие страны Совета сотрудничества тоже очень жестко ставили и вопрос возможного появления у Ирана ядерного оружия, и проблему вообще политики Ирана, и его вмешательство во внутренние дела этих стран. Сейчас Иран пытается наладить отношения со странами Залива, но пока это встречается с определенным недоверием и осторожностью. Страны Залива далеко не уверены, что Иран будет в полном объеме выполнять все взятые на себя обязательства и полностью откажется от проекта по созданию ядерного оружия".

Другой проблемой Мелкумян считает гегемонистские устремления Ирана: "Он пытается быть не только лидером региона Залива и лидером всего Ближнего Востока. Об этом говорит роль, которую он играет в Сирии, в Ливане, связи с шиитскими организациями, участие в событиях в королевстве Бахрейн, когда там происходили эти протестные выступления. Все это связано со стремлением Ирана действовать через различные шиитские, экстремистские организации и дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в этих странах".

Однако теперь Тегеран получил шанс на нормализацию отношений с Европой и США, и ситуация в регионе очень резко меняется. "С одной стороны страны Залива будут идти на нормализацию отношений с Ираном, но с другой стороны, они пытаются усилить собственную безопасность, свою военную мощь. Новые отношения, которые складываются сегодня у Соединенных Штатов и Ирана, уже не дают гарантии, что США будут выступать на стороне Саудовской Аравии, ее партнеров по Совету сотрудничества, а не будут поддерживать Иран. В этом новом раскладе сил положение этих государств значительно осложняется. В этих условиях для отношений России с арабскими странами может сложиться более благоприятная ситуация. Арабские страны понимают, что должны иметь хорошие отношения со всеми ведущими мировыми державами".

Другого взгляда на региональную политику придерживается посол Ирана в Москве Мехди Санаи: "В прошлые годы в регионе при иностранном участии одновременно реализовывалось три различных проекта. Первый - проект исламофобии, создание некоей очень суровой картины об исламе в мире. Второй - проект иранофобии, при реализации которого старались создать суровый и несговорчивый имидж Ирана на международной арене. Третий проект - внесение разногласий между различными конфессиями и этносами. В программе внешней политики нового правительства Ирана как раз эти три вопроса были учтены. Иран хочет сделать так, чтобы атмосфера отношений стала более искренней и намерен устранить обеспокоенность по поводу ядерной программы. Иран старается вести общую борьбу с экстремизмом, а также борьбу с разжиганием этнической и религиозной розни в регионе. Что касается предупреждения возникновения религиозных разногласий, в том числе между суннитами и шиитами, то духовный лидер Ирана Аятолла Хомейни уже давно предупреждал о возникновении таких проблем. Он их называет "заговором". Обеспокоенность, которая есть в арабских странах Персидского залива, - недоразумение. В своем взаимодействии мы будем стараться устранить эти недоразумения".

8050 просмотров