Вестник Кавказа

Иран: Легкость снятия санкций объясняется легкостью их введения при необходимых условиях

На днях "шестерка" международных посредников и Иран на переговорах в Лозанне приняли Совместный всеобъемлющий план действий, который должен позволить им подготовить окончательное соглашение по иранской ядерной программе до конца июня 2015 года. Стороны договорились, что две трети иранских мощностей по обогащению урана будут приостановлены в течение десяти лет. ЕС прекратит санкции против Ирана при выполнении Тегераном достигнутых договоренностей, а США будут снимать санкции с Ирана по мере выполнения последним своих обязательств. Аналитики опасались, что снятие санкций увеличит давление на нефтяной рынок, но вскоре стало понятно, что для наращивания экспорта нефти Ирану нужно время. По крайне мере, вчера цены на "черное золото" росли, поскольку, как говорят эксперты, инвесторы уверовали, что договоренности, достигнутые в Лозанне, не приведут к переизбытку нефти на рынке.

Отвечая на вопрос "Вестника Кавказа" о том, что изменилось в мире после лозаннских соглашений, глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан заявил: "Для мира изменения есть. Причем они произошли еще до того, как поставили подписи под документом. Этот позитивный сигнал проявился в ценах на нефть. Уже в четверг цены взлетели, а потом опустились. Это указывает на то, что в различных кругах сейчас идет обсуждение, каким образом Иран поведет себя, какие перспективы открываются".
Эксперт обратил внимание на то, что санкции в отношении Ирана касались не только стран Запада, а "тех, у кого вообще с Ираном было заключено сотрудничество, в частности, переводы - SWIFT отключали от Ирана. С 2012 года на Тегеран оказывалось очень жесткое давление. А сейчас, шаг за шагом, пойдет улучшение, естественно, что и западные компании, и восточные компании, и африканские, и российские проявляют интерес к Ирану. То есть со всех сторон будет налажено сотрудничество. Я бы даже это сравнил с началом 1990-х годов, когда после развала Советского Союза, огромные возможности открылись перед миром. Правда, у Ирана свой подход – они будут избегать соглашений о разделе продукции. Поэтому и Запад, и другие, будут осторожны перед началом реализации проектов".

Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев рад, что начался процесс реального снятия санкций с Ирана, но не склонен проявлять излишний оптимизм: "Проблемы, которые мы получили сейчас или получим в будущем, были заложены 24 ноября 2013 года, когда был подписан совместный план действий. Он не был основан на базовом принципе, который предложил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, о поэтапности и взаимности. В том соглашении не было ни взаимности, ни поэтапности. Это был ультиматум, принятый Ираном. Не было механизма движения от первого этапа к последнему. В сегодняшнем соглашении тоже нет ни поэтапности, ни взаимности".

Евсеев напомнил, что "администрация Барака Обамы через два года уйдет. К власти в Белом доме придет оппонент Обамы. Это видно даже сейчас. Впервые Обаму критикуют со стороны собственной Демократической партии. Хиллари Клинтон — одна из самых жестких критиков Барака Обамы. Подобное наблюдается и в Республиканской партии. Поэтому наиболее вероятные кандидаты — либо Хиллари Клинтон от демократов, либо Джеб Буш от республиканцев — придя в Белый дом, попробуют поднять свой имидж за счет отрицания Обамы. При этом очень легко использовать этот документ, который не был ратифицирован. Это говорит о том, что против этого соглашения выступает не просто парламент, но и часть правящей элиты".

Евсеев акцентировал внимание на том, что санкции в отношении Ирана были введены не столько из-за ядерной программы, а из-за политики Тегерана, которую которую США объявили а «поддержкой терроризма». "Но сейчас Барак Обама говорит, что санкции, которые были введены против Ирана за его поддержку террора, не будут сняты. Тогда получается, что из всего пакета санкций, которые были введены против Ирана, значительная часть не будет снята. Речь идет о какой-то части американских санкций, которые не будут сняты, а будет приостановлены, потому что Конгресс этого не позволит", - полагает Евсеев.

Евросоюз же, по мнению эксперта, может снять санкции: "Однако легкость снятия санкций объясняется легкостью их введения при необходимых условиях. Действительно, когда возник кризис, была угроза перекрытия Ормузского пролива, это было использовано для того, чтобы ввести против Ирана санкции. Но ведь сейчас можно создать другую проблему. Например, будет перекрыт пролив, танкеры с нефтью не будут проходить через Суэцкий канал. В этом обвинят Иран, сказав, что Иран хочет это делать руками хусидов. Является ли это веским основанием для введения против Ирана новых санкций со стороны ЕС? Думаю, что да. ЕС — достаточно управляемый, как мы видим по украинскому кризису. Получается, то, что сейчас делается — это, конечно, шаг вперед, но я не вижу здесь разрешения иранского ядерного кризиса".

11875 просмотров