Вестник Кавказа

"И Вашингтон, и Москва пытались использовать ООН в своих целях, но ситуация в мире изменилась"

70 лет назад Сан-Франциско стал колыбелью глобальных преобразований, где представители 50 стран собрались, чтобы разработать и подписать Устав ООН, взяв на себя обязательство вместе работать над достижением мира, процветания и соблюдения прав человека. Статус официальных языков ООН имеют английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский, и организация предоставляет площадку, где представители каждой страны могут выразить свои взгляды. По идее, ООН должна быть механизмом, при помощи которого правительства разных стран находят точки соприкосновения и сообща решают проблемы. Однако эксперты полагают, что именно из того государства, где 70 лет назад был подписан Устав ООН, исходит угроза ее разрушения.

Директор Института каспийского сотрудничества, заместитель председателя Редакционного совета "Вестника Кавказа" Сергей Михеев напомнил, что ООН создавалась на принципе суверенного равенства государств, но "суверенное равенство уже тогда не сильно волновало ни американцев, ни даже нас (СССР, - прим. ред.). По сути, ООН оформила послевоенное устройство мира. И состав Совета безопасности об этом говорит красноречиво".

Эксперт убежден, что и Вашингтон, и Москва пытались использовать ООН в своих целях, но с тех пор ситуация в мире изменилась: "Американцы стали самым мощным государством на Земле и вместе со своими союзниками находятся в уникальном положении, когда занимаются всеми на этой планете, а ими не занимается никто, что позволяет им ставить над всем миром геополитические эксперименты".

В этой ситуации, уверен Михеев, США пытаются изменить и юридическое оформление соотношения сил в мире. "ООН они хотят или использовать в своих целях, или, по крайней мере, чтобы ООН им не мешала", - считает эксперт.

Что же касается России, то она, по мнению Михеева, должна бороться за верховенство международного права, в том числе, потому что стала слабее, союзников у нее стало меньше, а ООН в ее нынешнем виде закрепляет ту ситуацию, при которой Москва когда-то была на пике могущества. "У нас не получится долго это делать, если мы будем слабыми в экономическом и военном плане. Все равно архитектура будет переделана независимо от того, как бы мы ни боролись за международное право, за законы. Постепенно эта ситуация будет оформлять реальное соотношение сил. Поэтому наша экономическая мощь, наша военная мощь, наша независимая внешняя политика, будет определять успешность наших усилий в борьбе за международное право. Если мы будем достаточно сильны, будем обладать достаточным количеством союзников, тогда наша борьба за главенство международного права будет более успешной", - убежден Михеев.

12620 просмотров