Вестник Кавказа

Футбол Северного Кавказа: кто виноват и что делать

Алексей Власов

Вероятность того, что "Спартак" (Нальчик) все-таки изыщет средства для того, чтобы остаться во второй по силе футбольной Лиге России все еще существует. Хотя вероятность положительного решения вопроса, по мнению информированных источников в самой республике, близка к нулю.

Профильные спортивные издания подробно разобрали все версии, связанные с оценкой и анализом причин столь стремительного краха главного футбольного проекта КБР. Можно, безусловно, согласится с тем, что декларируя социальную составляющую проекта, существование "Спартака" в его нынешнем формате, это, скорее, антипиар большого футбола на Северном Кавказе, нежели дополнительный аргумент для Путина, Медведева или же нового руководства республики, мотивирующий высокие должностные лица на то, чтобы сохранить команду в ее нынешнем виде.

Дело не только в многомиллионных долгах и просто чудовищных цифрах комиссионных выплат футбольным агентам, этим как раз не удивишь и московских футбольных функционеров. Главная проблема футбола в Нальчике, что "Спартак" был страшно далек от народа по всем базовым параметрам – от отсутствия собственных воспитанников в клубной системе, до разрыва связей между детским и любительским футболом в КБР с "футбольным лицом" республики, которое, как оказалось, существовало само по себе, вяло реагируя на тотальный спад зрительского интереса.

Отставка прежнего руководства КБР, похоже, только ускорила процесс самоликвидации "Спартака", которая была бы неизбежна в перспективе ближайших двух-трех лет. Так что в этом контексте решение о банкротстве и создании любительского клуба с новым названием может стать не только хитроумным способом снять хотя бы часть долгового бремени, но и попыткой перезагрузить проект, попытаться начать футбольную стройку с нуля, опираясь не на пришлых легионеров, а на собственных воспитанников. Иными словами, клуб начинает жить по средствам и ставить задачи по уму. В такой расклад очень хотелось бы верить, да вот только весь опыт развития футбола на Северном Кавказе в последние пять-шесть лет подсказывает, что бедная, но гордая жизнь – это не для футбольных аппаратчиков.

Пример "Алании", которая несколько лет назад уже переживала тотальное падение в финансовую бездну, а сейчас столь же лихо наступила на те же грабли, показывает, что ни в одном из субъектов РФ футбольные власти не учатся на собственных ошибках. Просто на Северном Кавказе, в дотационных республиках, геройство местных футбольных менеджеров кажется пиром во время чумы, тогда как на московских или питерских просторах гораздо проще найти формальные поводы для того, чтобы "списать" футбольные и около футбольные убытки на объективные причины.

Рискну предположить, что уже сейчас делаются отчаянные попытки найти вариант спасения владикавказского клуба при помощи стандартных мантр о том, что ликвидация команды "болью отзовется в сердцах граждан Северной Осетии" и неизбежно приведет к ухудшению социально-политического климата в республике. Набор тезисов – стандартный и варьируются только частности, что, кстати, заметно на примере параллельно развивающегося сюжета со спасением хоккейного "Спартака", когда отчаянное письмо, написанное на имя В.В.П., якобы уже привело к тому, что в качестве генерального спасителя изъявила желание выступить компания "ЛУКОЙЛ".

Таким образом, вся история взлетов и падений северокавказских клубов собственно к футболу имеет опосредованное значение. Это вопрос неэффективного, некомпетентного управления со стороны тех, кого по какому-то недоразумению называют футбольными менеджерами. Разрыв каких бы то ни было связей между потребителями зрелища и теми, кто его создает, достиг максимальной глубины. Крах махачкалинского "Анжи" показал, что разрыв этот существует не только по отношению к клубам, кормящимся из около бюджетных денег, но даже и в отношении амбициозных олигархических затей. Выход из этой ситуации, очевидно, нужно искать в реальном применении принципов финансовой "честной игры" не только для российских клубов, участвующих в международных турнирах, но, прежде всего, на внутреннем футбольном рынке.

Безусловно, выживут не все, но может именно тогда и удастся приступить к созданию продукта, который будет принципиально интересен не только президентам клубов, но и телевидению, которое во всем мире является одним из столпов финансовой стабильности спортивных команд.

10035 просмотров