Вестник Кавказа

«Феномены Иванишвили и Царукяна совершенно разные»

Беседовала Сусанна Петросян, Ереван
На вопросы "Вестника Кавказа" о предстоящих президентских выборах в Армении отвечает политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян.

- До президентских выборов есть еще четыре месяца, однако уже сегодня представители правящей Республиканской партии Армении (РПА) и некоторые провластные эксперты заявляют об очевидной вероятности победы действующего президента Сержа Саргсяна и невозможности победы оппозиционного кандидата. На ваш взгляд, не преждевременны ли такие прогнозы?

- Думаю, что эти заявления не являются преждевременными. Дело не в провластности, а в ситуации. Сегодня очевидно, что единственным кандидатом, который может сколько-нибудь серьезно претендовать на конкуренцию с действующим президентом является либо сам лидер партии "Процветающая Армения" (ППА) Гагик Царукян, либо кто-нибудь из ППА, например Вардан Осканян.
Любой другой кандидат, который будет баллотироваться при отсутствии поддержки со стороны ППА, будь-то Раффи Ованнисян или Левон Тер-Петросян, не составит конкуренции Сержу Саргсяну.
Все мы видели соревнование между РПА и ППА на парламентских выборах 6 мая. Эти две силы боролись, используя примерно одинаковый набор инструментов. Это не была борьба идеологий и риторик, а это была борьба технологий. Я намеренно говорю о технологиях, а не о взятках, потому что на выборах в Национальное Собрание применялся не только механизм взятки. Можно по-разному пытаться привлечь избирателей: от использования административного ресурса до прокладки дорог или же раздачи подарков. В отчете международных наблюдателей, это названо вежливым английским словом - "gifts". Именно с использованием указанных механизмов проходила политическая борьба между РПА и ППА.
На парламентских выборах как гражданам, так и наблюдателям было продемонстрировано каким образом и каким способом РПА может одержать победу. С того времени чего-то кардинального, что резко усилило бы ППА и ослабило бы РПА, не произошло.
Соответственно, предположение о том, что у РПА, в руках которой находится госаппарат, возможностей победить гораздо больше, чем у ППА, вполне естественно, и можно понять логику тех, кто делает уверенные заявления о победе Сержа Саргсяна.
Другое дело, что конкуренция идет не в этом поле, а скорее всего вокруг того, сколько процентов наберет основной кандидат, который будет против Саргсяна и будет ли второй тур. Это тот риск, который ощущает президент и его однопартийцы, потому что с кандидатом, который набрал серьезное количество голосов и, тем более, прошел во второй тур, не делиться трудно. После выборов с этим кандидатом придется делиться какими-то сегментами власти и экономики, а за каждым таким сегментом стоят конкретные люди, которые не хотят уступать свои позиции. Отсюда и жесткость борьбы, одним из проявлений которой является дело Осканяна, за которым четко прослеживается использование со стороны РПА механизма выкручивания рук.

- Некоторые эксперты проводят параллели между Бидзиной Иванишвили и Гагиком Царукяном. Уместно ли сравнение?

- Чтобы проводить подобные параллели, надо не понимать, что такое Грузия, не знать политических реалий этой страны и отличия друг от друга политических систем и управленческих структур Армении и Грузии.
Феномены Иванишвили и Царукяна совершенно разные. Скажу по шкале возрастания важности.
Во-первых, Иванишвили, состояние которого оценивается примерно в 6 миллиардов долларов США, богаче г-на Царукяна раз в десять.
Во-вторых, судя по всему, Иванишвили это самый богатый человек на Кавказе и состояние свое он сколотил не на Кавказе, поскольку на Кавказе столько денег заработать просто невозможно, а в другом месте. Деньги его находятся не в Грузии, а вне ее. Царукян же зарабатывает деньги в Армении и капитал его тоже находится в Армении.
В-третьих (и это самое важное), Армения и Грузия представляют очень разные политические и экономические системы. В Армении совершенно другая структура бизнеса, в Грузии же нет плюральности в бизнесе. Власть Саакашвили предполагала вертикальный режим. В Грузии, в отличие от Армении, не было никакой оппозиции. Иванишвили удалось объединить вокруг себя абсолютно все протестные политические силы от либералов до крайних националистов.
Гагик Царукян был бы похож на Иванишвили, если бы противостоял всей системе; если бы в Армении не было олигархов, а олигарх был бы один и его звали бы Серж Саргсян; если бы в партии или вокруг Царукяна собрались бы все - марксисты, свободные демократы, коммунисты, Армянский национальный конгресс (АНК), АРФД и пр., так как это произошло в Грузии.
В Армении просто нет такой ситуации и поэтому у нас не может быть Иванишвили, как и не может быть в Грузии Царкукяна. Грузинские Царукяны умерли в Лондоне, случайно попив чаю, или же лишились своих денег.
В общественном дискурсе в России, на Запада, да и у нас сложились о Грузии сказочные представления, не имеющие к реальности никакого отношения. Мнение о том, что Саакашвили демократ является мифом. Наоборот, демократия при нем уменьшилась, а не увеличилась.

- Недавно координатор оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Левон Зурабян сделал сенсационное заявление о том, что в Армении есть две силы, которые могут бросить вызов правящему режиму - АНК и ППА. Он также отметил, что свои электоратом АНК считает интеллигенцию, а ППА поддерживают социально недовольные слои населения. Как бы вы прокомментировали это заявление?

- Заявление Левона Зурабяна не было неожиданным. Я ожидал чего-то подобного и даже об этом говорил. Совершенно очевидно, в Армении технологии побеждают идеологии. И это происходит не только в Армении. Что остается делать АНК, какой у них есть другой выход? Сделать ставку на интеллигенцию, которая поддерживает АНК и набрать пять процентов? АНК не может прокладывать дороги, раздавать тракторы и повышать зарплаты учителям. У АНК нет финансовой возможности, нет экспертной базы, нет соответствующего людского потенциала. Основным оружием АНК является слово, идеология. Однако работа в этом пространстве сегодня мало что дает: набрать серьезное количество голосов невозможно. Это надо было делать в 2008 году, но тогда не получилось.
На нынешнем политическом поле АНК сражаться не может. Соответственно, чтобы не показывать свою несостоятельность (а, если АНК пойдет на выборы самостоятельно, то покажет свою несостоятельность), надо объединиться с кандидатом, который может претендовать на серьезную конкуренцию. И Левон Зурабян это озвучил в формуле - "интеллигенция АНК плюс ресурсы ППА".
Сейчас все политическое поле страны замерло и ждет, чем окончиться кулуарная часть политики - выставит ли Царукян свою кандидатуру для участия в президентских выборах или нет? Это сегодня самый важный вопрос внутренней политики Армении.

- Нуждается ли столь самодостаточная сила как ППА в поддержке АНК ?

- Конечно, АНК нужна ППА, потому что разница в набранных голосах между Саргсяном и Царукяном может составить всего 5 процентов. Следовательно, каждый процент будет иметь значение. Важно, что думает Царукян, то есть согласится ли ППА или нет на сотрудничество с АНК и какие будут договоренности между ППА и АНК. Думаю, что, скорее всего, ППА выразит свое отношение к предложению Зурабяна, после того как Царукян примет решение о том будет ли он баллотироваться на пост президента или нет.

- Как будут развиваться события в случае объединения ППА и АНК ?

- Можно ожидать серьезной борьбы на президентских выборах.

- Как вы оцениваете шансы власти?

- Выше всех. Даже, если предположить, что Царукян выдвинет свою кандидатуру и его поддержит какая-то другая сила, тогда он может рассчитывать на высокий процент полученных голосов и даже на второй тур. А, если Царукян не примет участия в выборах, то власти наберут огромнейшее количество голосов.
11750 просмотров