Вестник Кавказа

Баку и Тегеран расскажут азербайджанскую историю любви

Eurasianet
Баку и Тегеран расскажут азербайджанскую историю любви

Новый фильм «Замок любви» рассказывает историю молодого человека, который пытается спасти свою возлюбленную, пытающуюся свести счеты с судьбой на знаменитой Девичьей башне в Баку. Это вариация классической азербайджанской легенды, но с необычным сюжетным поворотом. Некоторые действия происходят в Тебризе, в Иране. Eurasianet в своем материале Baku and Tehran produce Azerbaijani love story пишет, что фильм был создан совместно Азербайджаном и Ираном, что не так часто встречается в отношениях двух соседей, которые традиционно относятся друг к другу с настороженностью.

Продюсер Амир Шахаб Разавян - иранец, а режиссер Ильхам Гасимов - азербайджанец. В то время как большинство членов съемочной группы являются иранцами, большинство актеров родились в Азербайджане. Исключением является Реза Наджи, этнический азербайджанский актер из Ирана, который получил мировую известность благодаря своей работе в иранском художественном фильме «Песня воробьев». "Создание такого фильма очень важно для ирано-азербайджанских отношений," - сказал Разавян в интервью Eurasianet.

Эта романтическая комедия не затрагивает болезненные культурные и исторические проблемы. Азербайджан с подозрением относится к попыткам Ирана пропагандировать свою форму консервативного ислама среди шиитского населения страны. Иран, в свою очередь, опасается, что Азербайджан может стать альтернативным источником авторитета для этнического азербайджанского населения страны, которое, по существующим оценкам, составляет около 30 млн человек. Между тем, многие азербайджанцы сочувствуют своим братьям, живущим в Иране, чьи языковые и культурные права нарушаются центральным правительством.

Хотя фильм на азербайджанском языке, действие которого происходит между Баку и Тебризом, осторожно обходит эти проблемы, в нем все же признается общая история азербайджанцев по обе стороны границы. Этот регион был общим культурным и политическим пространством до расширения Российской империи на Кавказе в начале XIX века. Туркманчайский договор 1828 года между Россией и Персией установил границу, которая по-прежнему существует между сегодняшним Азербайджаном и Ираном, разделяя азербайджанцев на две страны.

Фильм был поддержан обоими правительствами. Разавян заявил, что правительство Ирана профинансировало четверть общей стоимости картины в 400 тысяч манат (около $230 тысяч). Он продвигается в государственных СМИ Ирана и на Twitter аккаунтах, а также государственными организациями Азербайджана.

В последние годы напряженность в отношениях между странами уменьшилась. Подписание в прошлом году Конвенции о статусе Каспийского моря устранило одну из главных проблем во взаимодействии между государствами, и с тех пор, как президент Хасан Рухани занял пост своего предшественника Махмуда Ахмадинеджада, продвижение шиизма за рубежом встало на второй план, отмечает азербайджанский аналитик Азад Гарибов в недавнем выпуске Euriasia Daily Monitor. "В последнее время основные проблемы, которые вызывали взаимное недоверие и приводили к напряженности в двусторонних отношениях в течение большей части истории Азербайджана после обретения независимости, были разрешены," - подчеркивает Гарибов.

Тем не менее, Разавян отметил, что нет никаких официальных межправительственных соглашений по совместному производству фильмов, а государственная поддержка остается на низком уровне. По его словам, он надеется заняться другими совместными проектами в будущем, но пока он не готов приступать к их реализации. "Для этого мне нужны соглашения о совместном производстве между правительствами. Без этого инвестировать в фильмы невыгодно как для иранских, так и для азербайджанских продюсеров," - сказал он.

"Замок любви" дебютировал в Азербайджане в марте, и режиссер фильма заявил в интервью Eurasianet, что пока доходы от картины были "слабыми". Но он объяснил, что это отчасти связано с недавним повышением цен на билеты в кино, которое негативно повлияло на популярность фильмов по всему Азербайджану. Хотя фильм еще не был показан в Иране, Разавян ожидает, что он будет иметь коммерческий успех. Особенно отметив большое азербайджанское население, он сказал, что "зрителям будет интересно посмотреть фильм на тюркском языке, азербайджанском языке."

В истории Азербайджана и Ирана было всего несколько совместных фильмов. Последний из них - "Мир перевернулся" азербайджанского режиссера Анвара Аблука, в котором рассказывается о наркотрафике между двумя странами. "В целом нельзя сказать, что между Ираном и Азербайджаном существует устойчивое сотрудничество в области совместного кинопроизводства," - говорит Севда Султанова, кинокритик и одна из авторов Бакинского научно-исследовательского института в интервью Eurasianet.

Султанова считает, что расширение связей с хорошо развитой киноиндустрией Ирана может помочь Азербайджану. "Один из главных аспектов, который азербайджанские кинематографисты должны перенять у своих иранских коллег, как сделать профессиональный художественный фильм с низким бюджетом," - отметила она.

Однако данный фильм может понравиться не всем. Эльчин Мамедов, один из ведущих азербайджанских обозревателей на YouTube, заявил, что в фильме присутствуют множество исторических неточностей. Например, некоторые шаманские персонажи были представлены как "хитрые гадалки", а не архетипические шаманы тюркской мифологии. "Честно говоря, я не увидел никаких попыток показать культурные связи между Ираном и Азербайджаном," - сказал он Eurasianet.

Другой обозреватель на YouTube, Имран Асадов, также раскритиковал фильм. "Он ничем не отличается от любой другой романтической комедии," отметил он.

14050 просмотров