Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.
К декабрю 1990 г. в составе морского управления разведочного бурения СТС (специальных технических средств) находились 12 плавучих установок. Они изготовлялись в России. По заказу «Каспморнефтегазпрома» в 1990–1991 гг. завершилось строительство полупогруженной установки «Шельф5»1. В отсутствие политической стабильности в стране зарубежные компании, несмотря на ожидаемые большие перспективы, опасались инвестировать в экономику республики. Требовалось привлечь к сотрудничеству крупные международные компании, имеющие политическое влияние и вес в международном политическом истеблишменте.
Первым контактом такого рода можно считать приезд в Баку в 1989 г. председателя правления шотландской нефтяной компании «Ремко». С. Ремп познакомился с легендарным нефтяником Курбаном Аббасовым. Тот рассказал о реальных перспективах разработки нефтяных месторождений в Азербайджане. Ремп позднее вспоминал: «В 1989 г., перед падением «железного занавеса», большинство нефтяных компаний сконцентрировали свои усилия на Западной Сибири. Бытовало мнение, что ресурсы Азербайджана давно исчерпаны. В ходе встреч с азербайджанскими специалистами я открыл для себя, что в Каспийском море содержатся грандиозные неразработанные запасы»2. По оценке советских нефтяников, в конце 1980-х гг. наиболее богатые месторождения углеводородов располагались в Апшеронском архипелаге. Здесь в 1980-х гг. были обнаружены крупные месторождения в глубоководных частях Южного Каспия: Гюнешли, Азери и Чираг. Кроме этих месторождений были найдены и другие – Банк Дарвина, Пираллахы адасы, Гюргяндениз, Чилов адасы, Нефт дашлары, Гумдениз и Бахар. Все перечисленные месторождения были разведаны в годы советской власти и обладали запасами нефти и природного газа. Прогнозы о существовании больших запасов углеводородов, данные азербайджанскими учеными-нефтяниками, были подтверждены поздними открытиями месторождений Азери (1988) и Шахдениз (1999). С. Ремп позднее ознакомил руководство «Бритиш Петролеум» с полученными от К. Аббасова и других азербайджанских специалистов данными. С этого момента зарубежные компании всерьез заинтересовались каспийской нефтью. Азербайджанское правительство доверило Ремпу рекомендовать международные компании для сотрудничества с Азербайджанской Республикой в обмен на определенную долю в заключенных контрактах. Переговоры с будущими участниками нефтяных контрактов начались уже в 1990 г. В них участвовали азербайджанское правительство, Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР, «АМОКО», «Альянс», «Би Пи / Статойл», «Юникал», «МакДермотт», «Ремко». 18 января 1991 г. Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР совместно с Советом министров АзССР приняло постановление за № 25/25 о проведении тендера по созданию совместного предприятия с производственным объединением «Каспморнефть», изучению и разработке оффшорного месторождения Азери, открытого еще в 1987 г.1. Компании, не дожидаясь тендера, начали пропагандистские благотворительные акции, адресованные населению республики.
Поставлялось медицинское оборудование и медикаменты, на конкурсной основе студентов отправляли в лучшие зарубежные учебные заведения на обучение, местные кадры начали готовить для работы в будущих контрактах. Тендер, проведенный в июне 1991 г., выиграла американская компания «АМОКО», к участию в проекте были привлечены также компании «Юникал», «Альянс», «Би Пи / Статойл», «МакДермотт» и «Ремко»2. Как призналось руководство «Бритиш Петролеум», победа «АМОКО» была для них неожиданностью. В СССР не было юридической базы для деятельности зарубежных компаний. Поэтому 5 июля 1991 г. на совместном заседании палат Верховного Совета СССР был принят Закон об иностранных инвестициях.
Вторая половина 1991 г. явилась переломным моментом в сотрудничестве Азербайджана с международными нефтяными компаниями. 10 июля 1991 г. Б. Ельцин, приняв присягу, стал президентом России и в декабре того же года подписал вместе с президентами Белоруссии и Украины Беловежский акт, ставший началом распада СССР. В июле 1991 г. в Баку приехал глава американской корпорации «Юникал» Ричард Стенмайер. Он был «приятно поражен уровнем технических знаний азербайджанских специалистов». Стенмайер подчеркнул, что именно известность Баку как мирового нефтяного центра в прошлом стала причиной особой заинтересованности компании «Юникал»: «Уже когда стало известно, что объединение «Каспморнефтегаз» объявило конкурс проектов, мы сразу увлеклись идеей поработать в Азербайджане, ибо знали немало о старейшем мировом нефтяном центре и о пионерах советской морской нефтедобычи».
Стенмайер встретился с премьер-министром Г. Гасановым. На встрече присутствовал также партнер американской компании, генеральный директор ПО «Каспморнефтегаз» К.А. Аббасов. Руководители компаний договорились об использовании лучшей технологии и о применении мирового опыта, гарантирующего чистоту окружающей среды. Руководители республики проявили заинтересованность как в добыче нефти с шельфа Каспия, так и в защите окружающей среды. Перед Азербайджаном на повестке дня стояла задача: налаживая деловые связи с нефтяными компаниями, выступить на мировом рынке в качестве равноправного конкурентоспособного партнера. Преимуществами Азербайджана на ранних этапах переговоров с зарубежными компаниями были большие запасы энергоресурсов, богатый опыт в добыче углеводородов, квалифицированные кадры в области нефтяной индустрии и удобное географическое месторасположение. Азербайджан был мостом между Европой и Азией.