Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -8

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» начинает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

В 1872 г. откупная система была официально отменена. Начался период стремительного развития нефтепромышленности, в том числе частного предпринимательства. На смену нефтяным колодцам пришли скважины, нефть из которых извлекалась процессом тартания. С увеличением числа буровых скважин разработка колодцев постепенно сокращалась, а в 1879 г. прекратилась1. На промыслах все шире стали использовать паровые машины. Очень важным для развития нефтяного дела было содействие государства. В 1876 г. Комиссия Императорского Русского технического общества пришла к заключению, что самой существенной помощью российскому нефтяному промыслу было бы освобождение его от всякого акциза. 6 июня 1877 г., идя навстречу пожеланиям собственников нефтяных предприятий, правительство освободило с 1 сентября 1878 г. от акциза фотогенное производство по всей Российской империи. Это сыграло особую, стимулирующую роль в развитии нефтяной промышленности. Нефтедобыча значительно выросла. Уже в 1878 г. Бакинский нефтяной район дал в 20 раз больше нефти чем в 1872 г. К 1900 г. в России было добыто 12,2 млн тонн нефти.

Одним из главных продуктов нефтяного производства в то время являлся керосин. До поры до времени потребности российского рынка в керосине обеспечивались за счет американского импорта. Бурный рост нефтедобычи и выход России на первое место в мире по этому показателю привели к вытеснению американского керосина с российских рынков. Более того, Россия стала в широких масштабах вывозить керосина за границу. К началу 1890-х гг. экспорт бакинского керосина за границу составил 29,9 млн пудов (480 тыс. тонн). Таким образом, за короткий исторический период Россия стала лидером мировой нефтедобычи, из импортера нефтепродуктов она превратилась в их экспортера. При этом уровень развития капиталистических отношений во многом определял потребности в нефтепродуктах. Характерно, что потребление нефтепродуктов в России в это время было втрое меньше, чем, например, в Германии5. В этих условиях были созданы десятки предприятий, крупных и мелких, по добыче, переработке, сбыту и транспортировке нефти.

Нефтяной бум породил в Бакинском регионе невиданную предпринимательскую активность. Густав Терпудд, с 1842 г. служивший главным управляющим одной из ведущих нефтяных корпораций – «Товарищество братьев Нобель», писал по поводу возникшего ажиотажа вокруг нефтяного бизнеса: «Куда бы я ни пошел – к цирюльнику, к сапожнику, к мяснику или к трактирщику, – каждый заводит речь о своих скважинах, своих перегонных заводах, своих участках, на которых они ищут нефть. Все… благодарят Господа, что он позволил им родиться среди того народа, к коему они принадлежат, будь то армяне, персы, татары, грузины, черкесы, чеченцы, лезгины, осетины, имеретинцы, туркмены, арабы, негры, текинцы, турки, греки, русские, итальянцы, французы, румыны, всевозможные немцы, евреи, англичане, американцы, швейцарцы, шведы или финны». И это при том, что климатические условия края, по мнению Терпудда, были крайне неблагоприятными. Он, например, свидетельствовал, что «сорок тысяч жителей Баку и его окрестностей пьют воду из кувшинов, доставляемых ослами».

Ажиотаж вокруг нефти был естественным. Каждый стремился приобрести участок в надежде, что он принесет солидную прибыль. Эти надежды стимулировались высокими прибылями в условиях крайне низкой себестоимости нефти, связанной с присущим бакинской нефтяной промышленности фонтанным способом ее добычи. Уже в 1873 г. на глубине всего 14 саженей забил первый мощный фонтан, выбросивший за короткое время несколько миллионов пудов нефти. С этого и начался бакинский нефтяной бум. Характерно, что один бакинский фонтан давал ежедневно такое же количество нефти, как 25 тыс. нефтяных скважин США. Это обусловило крайне низкую себестоимость бакинской нефти, цена на которую за короткий срок упала с 45 до 5 копеек за пуд. В 1887 г. фонтанная добыча в общероссийской добыче составила 42%4. Правда, в дальнейшем удельный вес этого метода неуклонно падал. Тем не менее занятие нефтяным бизнесом оставалось чрезвычайно прибыльным делом. Поток кандидатов в нефтяные бизнесмены был очень велик. Десятки мелких и средних фирм были созданы за короткое время. Уже в 1879 г. насчитывалось 126 отдельных фирм и предприятий, добывающих нефть на площади 411 десятин, из которых казенных земель было 259 десятин и частновладельческих – 1525.

Естественно, что первыми начали осваивать нефтяную отрасль представители российского промышленного капитала. Пионером в этой области стал уже упоминаемый нами Василий Александрович Кокорев. Владелец самого крупного в 1860>е гг. нефтеперерабатывающего предприятия на Апшеронском полуострове, в 1865 г. он в качестве главы «Закаспийского торгового товарищества» принял участие во Всероссийской мануфактурной выставке в Москве. Большая серебряная медаль выставки стала первой наградой российской нефтяной промышленности на всероссийских выставках1. Кокорев в 1874 г. также стал основателем «Бакинского нефтяного общества» – первой акционерной компании в российской нефтяной промышленности.

В 1875 г. Обществу принадлежало 10 скважин с суточным дебитом от 600 до 10 тыс. пудов нефти. Главное правление «Бакинского нефтяного общества» располагалось в Петербурге, важнейшим центром его была «Бакинская контора». Кокорев, по сути, был первым успешным лоббистом нефтяного бизнеса. Именно с его подачи правительство приняло ряд прогрессивных решений, в частности, отменило акциз на фотогенное производство. Скважины «Бакинского нефтяного общества» постоянно увеличивали добычу нефти. К 1880 г. они произвели 3,5 млн пудов нефти. Большое внимание Кокорев уделял развитию нефтеперерабатывающего производства. В 1879 г. его нефтеперегонный завод произвел уже 881,1 тыс. пудов керосина и 599,9 пудов смазочных масел и бензина. Кокорев одним из первых среди российских предпринимателей начал налаживать транспортную перевозку нефти и нефтепродуктов. По его заказу в Швеции для этих целей был построен танкер «Сураханы» грузоподъемностью 330 тыс. пудов керосина. Кокорев также был в числе первых меценатов, выделявших пожертвования населению Баку. Так, в 1882 г. в Балаханах на его средства была построена первая школа для детей нефтяников.
Другим крупным российским предпринимателем русского происхождения, активно участвовавшим в делах бакинского нефтяного бизнеса, был С.М. Шибаев. В 1879 г. Шибаев построил на Апшеронском полуострове три завода: по производству серной кислоты, стеклянной посуды и нефтяных смазочных масел. «Товарищество С.М. Шибаев и Ко» очень быстро стало одним из лидеров нефтяного производства.
23035 просмотров

Видео

Все видео


реклама