Метрополитен считается одним из наиболее уязвимых объектов Москвы. За последние 15 лет в метро произошло несколько крупных терактов, которые унесли жизни более 90 человек. В 1996 году - на перегоне между "Тульской" и "Нагатинской". В 1998 году - на "Третьяковской". В 2001 году - на "Белорусской". В 2004 году - у входа на станцию "Рижская" и в поезде между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". В марте прошлого года - на станциях "Лубянка" и "Парк культуры".
Как заявил первый заместитель начальника Службы контроля московского метро Виктор Зуихин, мероприятия по усилению безопасности пассажиров проводятся с 2001 года за счет средств метрополитена, правительства Москвы и федерального бюджета. Основные направления деятельности служб контроля московского метро – предупреждение террористических атак и внедрение новых технологий. Метро состоит из 12 линий, 305,6 км, 185 станций, 286 вестибюлей и 4.500 электропоездов. Руководство метро в тесном взаимодействии с МВД и ФСБ делает упор на подготовке персонала к готовности предотвратить террористические акты. Работники метро проходят ежедневный инструктаж, а также ежедневно осматривают вагоны при выходе на линии.
МВД обеспечивает круглосуточную охрану порядка за счет специального полка милиции по сопровождению поездов. Специальные учения по отработке действий при пожаре и прочих осложнениях проходят все сотрудники метрополитена. В метро находится 456 вентиляционных киосков, которые поставлены на охранную сигнализацию с выводом на пульт в вневедомственную охрану. Кроме того, территориальные УВД закреплены за каждым киоском.
В 2005 началась разработка программы внедрения ситуационного центра в метрополитене. Этот центр может отслеживать любую ситуацию в режиме реального времени. Также был создан ситуационный центр по контролю над метрополитеном в МВД, который позволяет вырабатывать совместные и своевременные решения. Большое внимание уделяется бдительности пассажиров. Для оповещения о подозрительных предметах каждый вестибюль оборудован колоннами оповещения и информирования. Каждый ситуационный сигнал обрабатывается МВД. Все станции оборудованы системами видеонаблюдения, данные с которых поступают в ситуационные центры метро и МВД.
Более 400000 различных сообщений с колонн экстренного вызова поступило в этом году в ситуационные центры. В 2007 было проложено радиосообщение между всеми объектами метро, что позволяет работникам метрополитена постоянно находиться на связи с ситуационными центрами. Станции, которые приближены к местам проведения массовых мероприятий, такие как "Черкизовская" и "Спортивная", оборудованы системами видеонаблюдения, что позволяет отслеживать хулиганящих болельщиков и прочих нарушителей покоя. Системы видеонаблюдения размещены в верхних и нижних гребенках эскалаторов, что позволяет своевременно реагировать на ситуации, связанные с падениями, переполнением и т. д.
Зиухин отметил, что работа по внедрению систем видеонаблюдения в вагонах метро еще не закончена, однако аппаратами видеонаблюдения уже оборудованы вагоны Кольцевой линии, а также часть вагонов Сокольнической и Замоскворецкой линий.
Более 400 преступлений было раскрыто при помощи систем видеонаблюдения. Сейчас руководство метрополитена проводит оценку различных объектов метро и их категоризацию по шкале уязвимости для дальнейшего ужесточения контроля. На станции метро "Охотный ряд" создала "пилотная" зона, где тестируются новейшие средства безопасности. Сюда даже спускался Дмитрий Медведев - с инспекцией систем безопасности. Большой пассажиропоток, расширившаяся территория и прочие особенности московского метро создают препятствия для повсеместного внедрения средств безопасности. Зиухин выразил надежду, что все эти трудности в скором времени будут решены, и с 16 марта начнется внедрение наиболее удачных средств безопасности, прошедших тестирование в "пилотной" зоне. Среди новейших разработок Зиухин упомянул устройство, которое позволит определять психосоматическое состояние пассажиров.
Безопасность в метро
17230 просмотров