Сельское хозяйство Чечни все больше напоминает застрявший в раскисшей после дождей колее трактор: то рывком преодолевает несколько метров, то нудно и долго буксует. Понятно, что агросектору до сих пор не удалось преодолеть тяжелое наследие военного лихолетья. Однако создается впечатление, что процесс восстановления явно затянулся. Основная причина – нехватка техники, оборудования, разной химии, квалифицированных кадров и просто рабочих рук. Есть причины и меньшего масштаба. Анализ всех этих проблем неизбежно приводит к выводу - все беды от дефицита финансовых средств.
Госхозы, составляющие основу чеченского агросектора, оказались аутсайдерами на кредитном рынке. В отличие от фермерских хозяйств и, тем более, личных подворий, они стали для действующих в республике банков «персонами нон-грата». Кредиторы сомневаются, что смогут получить свои деньги обратно и, видимо, не верят в ликвидность залога предложенного сельхозпредприятиями.
В сложившейся ситуации госхозам может помочь государство. И последние несколько лет казалось, что высшее политическое руководство страны приняло позитивное решение в отношении агросектора республики. Во всяком случае, в разных планах развития региона в части касающейся сельского хозяйства фигурировали весьма внушительные цифры финансирования. Но как только дело доходит до реализации намеченных планов, суммы сокращаются. В результате глобального финансового кризиса многие отрасли экономики остались недофинансированными, поэтому расходы на чеченский агросектор пришлось секвестировать. Но кризис минул, а ситуация не меняется.
На республиканском уровне усилия для реанимации сельского хозяйства предпринимаются, но погрязшая в проблемах отрасль требует «хирургического» вмешательства в сочетании с должным финансированием этой «операции».
С «хирургией» в Чечне все в порядке. Республиканский Минсельхоз сообщает, что с начала года в АПК происходят значительные изменения, по поручению Рамзана Кадырова проводится оптимизация структуры АПК. В результате реорганизовано 14 государственных унитарных предприятий, ликвидировано 12 ГУПов. Вот такая операция: где-то отрезали и к другому месту приложили. Она хороша тем, что не требует затрат и создает иллюзию движения вперед. Напомним, что еще в январе указом Кадырова в составе министерства создан орган исполнительной власти – департамент лесного хозяйства. Такая передислокация тоже в русле «хирургии», хотя трудно представить, какие дивиденды это принесет республике.
Сейчас в структуре Минсельхоза работает 194 ГУП. Из них первое полугодие закончили с прибылью 49 предприятий. Из почти двух сотен предприятий всего лишь четвертая часть оказалась рентабельной. Не станем разбирать, чем конкретно занимались весь год убыточные и каким чудесным образом не остались в накладе прибыльные. Эти цифры свидетельствуют о продолжающемся глубоком кризисе в республиканском агросекторе. Возможно, он носит системный характер. Но в любом случае ясно, что стагнацию без серьезных финансовых вливаний не преодолеть.
На этот год для восстановления и развития сельского хозяйства тоже предусматривалась довольно приличная сумма. Минсельхоз участвует в реализации трех Федеральных целевых и восьми республиканских целевых программах, на реализацию которых в 2011 году запланировано 3270,8 млн рублей.
Федеральная целевая программа (ФЦП) предусматривает выделение 413,1 млн рублей. На ее реализацию федеральный бюджет выделяет 115,7 млн рублей, а региональный – 245,8 млн рублей, кроме того, из внебюджетных источников - еще 51,6 млн рублей.
По республиканским целевым программам (РЦП) в этом году планировалось освоить 2857,7 млн рублей (из Федерального бюджета – 311,36 млн рублей, регионального – 341,971 млн рублей, из внебюджетных источников - 2204,369 млн рублей.).
В рамках ФЦП, РЦП и экономически значимых республиканских программ за 9 месяцев этого года профинансировано всего 1263,1 млн руб. Из них по ФЦП 496,8 млн рублей (федеральный бюджет – 353,2 млн рублей, региональный бюджет – 131,2 млн рублей, из внебюджетных источников -12,42 млн рублей).
По РЦП – 366,7 млн рублей (федеральный бюджет – 134,4 млн рублей, региональный бюджет – 169,7 млн рублей, из внебюджетных источников – 62,6 млн рублей).
По экономически значимым республиканским программам предусмотрено -399,6 млн рублей. Эти средства выделены федеральным бюджетом.
Таким образом, на реализацию всех программ в 2011 году было запланировано 3270 млн рублей, а за 9 месяцев профинансировано всего 1263 млн рублей. Несложный подсчет показывает, что за три квартала в агросектор попало всего около 40% средств. Получается, Чечне необходимо за три оставшихся месяца «переварить» 60% из запланированных на весь год денег. Удастся ли это сделать, вопрос.
Тем временем специалисты Минсельхоза Чечни подготовили и представили на согласование в МЭРТ республики несколько проектов республиканских целевых программ. В их числе, проекты по развитию мясного скотоводства, пищевой и перерабатывающей промышленности на 2011–2020 годы. Скоро, судя по всему, жителям Чечни опять сообщат о больших деньгах, которые придут в агросектор в течение 10 лет. А придут они или нет – неизвестно.
Минсельхоз также разработал проект республиканской целевой программы, предусматривающий мероприятия по компенсации до 50% затрат сельхозтоваропроизводителей на создание, восстановление, реконструкцию и модернизацию внутрихозяйственных мелиоративных систем, и развитие мелиорации сельскохозяйственных земель ЧР на 2013-2020 годы. Республиканские целевые программы, экономически значимые региональные программы, а также порядок предоставления в 2011-2012 году субсидий сельхозтоваропроизводителям ЧР, по указанным программам утверждены правительством Чечни.
АПК Чечни: бесплатная хирургия
А. Баталов, Грозный. Специально для «ВК»
12750 просмотров