Вестник Кавказа

"Кавказская рокировка" как пример толерантности

Сусанна Петросян, Ереван
Актуальность неформального общения между представителями армянского и азербайджанского гражданского общества обсуждалась в ходе круглого стола, проведенного при содействии голландской миротворческой организации "Айкиви" армянскими комитетом Хельсинкской гражданской ассамблеи.

Собравшиеся за круглым столом вспомнили, что в советское время армяне и азербайджанцы общались совершенно нормально, вспомнили примеры эффективного экономического сотрудничества, вспомнили как в Баку и Ереване работали соответственно армянский и азербайджанский театры, как газеты на армянском языке выходили в Азербайджане, а на азербайджанском - в Армении. Мало кому известно, что одним из основоположников армянского киноведения был известный сценарист Сабир Резаев, который внес большой вклад в сферу культуры Армении. В 2009 году в Армении был издан сборник работ Резаева. В октябре 1988 года уже в период разгорающейся вражды, в ходе довыборов в Верховный совет Армянской ССР из района Амасия был избран депутат-азербайджанец. Представители старшего поколения вспомнили положительные примеры из своего личного общения.

У меня были хорошие товарищи в армии, азербайджанцы. Я не приемлю и не понимаю фразу об этнической несовместимости",- заявил известный публицист Тигран Паскевичян.

Участники круглого стола указали на необходимость активизации контактов между представителями неправительственных организаций, молодежи, различных профессиональных групп, в том числе экспертов, журналистов и других. "Встречи на неформальном уровне, несмотря на то, что не охватывают широкие слои общества, являются связующей нитью, неким мостиком между обществами, находящимися в конфликте. Если эти мосты сжечь дотла, то люди окажутся в полнейшей изоляции. Очень важно поддерживать и развивать эти связи путем различных программ: нам все равно придется вместе жить",- считает председатель общественной организации "Молодежь за демократию" Изабела Саргсян.

Участники круглого стола подчеркнули, что, хотя переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта идут на очень высоком уровне, контакты между представителями НПО и различных профессиональных групп являются в определенной степени параллельным процессом. "Безусловно, не надо связывать особо больших надежд с этими контактами, но с другой стороны конфликт не решится без участия людей. Даже при самом идеальном политическом решении, при отсутствии понимания в обществах и их готовности жить в мире, восприятие решения будет резко негативным, а это всегда грозит перерасти в новое столкновение. Определенную роль в подготовке людей к миру могут сыграть и неформальные общения между представителями экспертных сообществ, молодежи и прочее. Поэтому эти оба процесса должны идти параллельно и дополнять друг друга",- отметила председатель Армянского комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи Наталия Мартиросян. По ее словам, очень важно, что в рамках этих встреч обсуждаются вопросы экологии, коррупции, проблемы развития демократии в регионе.

На круглом столе показали фильм немецкого кинорежиссера Ульриха Ашенбреннера "Кавказская рокировка", завоевавшего первый приз на третьем международном фестивале короткометражных фильмов "Пересечение границ" в Германии. В фильме описаны реальные факты, а именно: в 1989 году уже после начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха жители двух деревень - армяне и азербайджанцы решили поменяться местами. В селе Керкенд на территории Азербайджана жили армяне, а на армянской стороне в селе Кызыл-Шафаг - азербайджанцы. Позднее с приходом армян это село было переименовано в Дзюнашог. Из-за вооруженного конфликта и та, и другая община, являясь национальным меньшинством в стране своего проживания, перестали чувствовать себя в безопасности. И тогда жители армянского и азербайджанского сел приняли решение коллективно поменяться селами, находящимися в 400 километрах друг от друга. Основным условием договора между жителями был уход за кладбищами. Армяне обязались ухаживать и не допускать разрушения азербайджанских могил в селе Кызыл-Шараг или Дзюнашог, а азербайджанцы - в селе Керкенд. Несмотря на всю сложность отношений уже в последующие двадцать с лишним лет, войну, разделившую людей, сельчане до сих пор остаются верными данному друг другу слову и ухаживают за могилами предков, ранее живших здесь людей. Факты, показанные "Кавказской рокировке" - пример осложненных войной, но тем не менее добрых человеческих отношений. Когда простые люди в казалось бы в безвыходной ситуации нашли способ взаимодействия и окруженные взаимной враждебной атмосферой проявили здравый смысл и толерантность.
21210 просмотров

Видео

Все видео


реклама