Вестник Кавказа

Сирийский тупик

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Мировым масс-медиа нет причин жаловаться на недостаток новостей: новый всплеск событий вокруг иранской ядерной программы, кризис евро, наводнения в Италии и Таиланде… На этом фоне события в Сирии в определенном смысле отошли на второй план – сообщения о митингах после пятничных намазов уже воспринимаются как привычная деталь «информационного пейзажа». При этом, риск, что регион в очередной раз "взорвется" именно в Дамаске, довольно высок.

На первый взгляд, в Сирии появились даже признаки выхода из затянувшегося кризиса. Власти страны приняли предложенную ЛАГ "дорожную карту" по выходу из внутриполитического противостояния. Правительство согласилось немедленно начать диалог с оппозицией, выпустить из тюрем всех политических заключённых, а также вывести из городов танки и армию. В страну также должны разрешить въезд зарубежных журналистов. На выполнение условий достигнутого соглашения ЛАГ отвела сирийскому режиму две недели. Генеральный секретарь ЛАГ, Набиль аль-Араби, вновь призвал сирийские власти положить конец насилию. Но тут же предупредил: если предложенный Лигой план провалится, то последствия для всего региона будут катастрофическими.

При этом есть серьезные основания полагать, что Аль-Араби под «катастрофическими последствиями» подразумевал внешнее военное вмешательство – по «ливийскому» образцу. Не исключено, что арабские страны вполне допускают возможность такого сценария или даже проинформированы о готовящейся военной интервенции в Сирии даже при отсутствии соответствующих резолюций Совбеза ООН. В конце концов, резолюций не было и в случае с Ираком - и ничего. А со времен второй иракской кампании ситуация не изменилась кардинально, и США все еще остаются единственной супер-державой.

Кроме того, соглашение, достигнутое между ЛАГ и режимом Башара Ассада, хоть и является определенным дипломатическим успехом на пути к стабилизации, но все же оставляет ситуацию в стране в подвешенном состоянии. Уступки со стороны сирийских властей, точнее, обещания этих уступок, похоже, мало кого убедили в том, что Башар Ассад сменил гнев на милость, а танки и крупнокалиберные пулеметы – на стол переговоров. К примеру, интересна реакция США на объявленную со стороны МВД Сирии амнистию для всех мятежников, которые сдадутся и сложат оружие. Комментарий из США не заставил себя долго ждать. "Сирийское правительство предложило амнистию? Это уже четвертое предложение об амнистии с момента моего вступления в должность. Я бы в данный момент никому не советовала сдаваться сирийским властям", - заявила представитель Госдепа США, Виктория Нуланд. Учитывая то, что США уже вынесли свой "вердикт" относительно легитимности режима Ассада, комментарий Госдепа вполне понятен. Плюс ко всему время для такого рода шагов, судя по всему, оказалось безнадежно упущено: оппозиция восприняла последние шаги Асада как уступку силовому давлению и решила «дожать». Как передает портал "vesti.ru", несмотря на введенные властями меры безопасности, 4 ноября оппозиция, которая явно почувствовала поддержку извне, вновь вывела своих сторонников на улицы сирийских городов. Примечательно, что оппозиция с новой силой приступила к манифестациями на фоне того, как сирийское государственное информагентство "Сана" распространило информацию об освобождении 553 заключенных. По данным телеканала "Аль-Джазира", первыми начали акции протеста курды.

Участники демонстрации в городе Камышлы, расположенном на северо-востоке Сирии, потребовали отставки президента Башара Асада. По поступающим сообщениям, уличные манифестации проходят в Эль-Хираке на юге страны и в Эль-Баальбе в Хомсе. В Латакии стражи порядка открыли огонь по колоннам манифестантов. По данным правозащитников, погибли 17 демонстрантов. Как и в случае с Ливией, поступающую информацию крайне сложно проверять на достоверность, но МИД Франции уже успел крайне жестко отреагировать на убийства манифестантов, о которых заявила сирийская оппозиция, и подчеркнул, что насилие при подавлении демонстраций лишь подтверждают сомнения о серьезности намерений официального Дамаска соблюдать положения принятой "дорожной карты".

При этом понять логику действий и официального Дамаска, и сирийской оппозиции не так-то просто. Эскалация насилия в стране, на первый взгляд, не выгодна режиму Ассада, который не смог на начальном этапе локализовать очаги мятежа, перебросившегося на всю страну. Ведь сейчас с каждой новой жертвой сирийскому режиму становится все сложнее оправдываться перед мировым сообществом. В то же время Запад будет продолжать настаивать на уходе Ассада вне зависимости от уступок, на которые он готов пойти. Поэтому нельзя исключать и того, что двухнедельная "передышка", которую обещает Дамаску соглашение с ЛАГ, все же может использоваться правительством для сведения счетов внутри государства и одновременной подготовки к отражению внешней агрессии.

В рядах оппозиции мало кто сомневается, что, получив передышку и укрепив свое положение, режим Ассада неизбежно обрушит на них репрессии. Как отмечает в интервью немецкому онлайн-изданию "Cicero" эксперт берлинского Фонда Науки и Политики, Хайко Виммен, "многие из демонстрантов сожгли за собой все мосты. Если режим Ассада когда-нибудь будь вновь крепко сидеть в кресле, и эта революция будет подавлена по примеру Ирана, то абсолютно ясно: спецслужбы вернутся в районы, в которые у них сейчас более нет доступа. И тогда среди тех, кто сейчас протестует, найдется достаточно и тех, кто "сдаст" своих нынешних товарищей. Это все знают, и поэтому все на улицах", - отмечает эксперт. Таким образом, у оппозиции нет доверия к режиму, она не готова сдаваться и ситуация для нее кажется безвыходной. В то же время, шансов выстоять против армии у нее тоже нет. Как отмечает Виммен, даже если принять в расчет дезертировавших из армии вооруженных солдат, число которых по разной информации колеблется от 2-х до 10-ти тысяч, они вряд ли представляют серьезную угрозу для сирийских властей. Действительно опасным стал бы переход целых дивизий с офицерским составом на сторону оппозиции, но это вряд ли произойдет в виду крайне сильного контроля над армией со стороны спецслужб, считает Виммен. "Нельзя забывать, что Хафис аль-Ассад, отец Башара аль-Ассада, пришел к власти в 1970-ом году после декады постоянных военных путчей. Когда Хафис аль-Ассад пришел к власти, его высшим приоритетом было сделать так, чтобы этот путч был последним. Так он создал очень успешную систему контроля над вооруженными силами и обеспечению ее лояльности к системе", - отмечает немецкий эксперт.

Таким образом, стабилизация ситуации в Сирии посредством "дорожной карты" представляется маловероятной. Свое логическое завершение она найдет либо в иностранной военной операции против режима, либо же в продолжительной кампании по подавлению и репрессиях против мятежников. По какому сценарию будут развиваться события, мы увидим в течение ближайших двух недель.
17295 просмотров