Вестник Кавказа

Конфликты в молодежной среде -1

Этим летом Общественная палата (ОП) создала общероссийскую общественную организацию «Россия без нацизма», которая теперь занимается мониторингом межнациональной обстановки, пытается наладить диалог с молодежью, взаимодействие с правоохранительными структурами и предложить правовую поддержку людям, пострадавшим от рук радикалов. А в середине октября в ОП провели клуб «Многонациональная Россия» на тему «Конфликты в молодежной среде: существует ли этническая подоплека?», к ходе которого пытались понять причины межэтнических конфликтов, кто за ними стоит и в чьих интересах разжигание противостояния между жителями одной страны, а также обсудить, совместимы ли культуры различных этносов и как сделать их сосуществование мирным и бесконфликтным.

Александр Соколов, член общественной палаты РФ:
Мир становится все более глобальным и привычная картина за окном, в том числе этническая картина, меняется. В крупные города, вузовские центры приезжает большое количество людей из других регионов, которые приносят с собой свои стереотипы поведения, свои нормы, что встречает противодействие со стороны местного населения. С другой стороны, это протестное настроение местного населения сказывается не только на тех приезжих, которые ведут себя неадекватно, но и на всем образе представителей той или иной этнической группы, религиозной конфессии. Под раздачу часто попадают интеллигентные, хорошо образованные люди, просто внешне не похожие местных. Они ни в чем не виноваты, но несут на себе некий отрицательный образ, который создают отщепенцы, ведущие себя вызывающе.
Сегодня мы собрались здесь, представители общественной палаты Российской Федерации. Рядом со мной находятся мои коллеги. Отец Всеволод Чаплин и Альбер Карганов, которые представляют крупные религиозные общности, православное большинство и крупное мусульманское сообщество в РФ. Сегодня здесь представители молодежных и этнических организаций, причем разной направленности. Есть те, кто защищает интересы русского этнического большинства, есть те, кто представляет интересы людей, которые приезжают из разных регионов, представители разных этносов, которые живут в крупных мегаполисах. Здесь есть представители прессы, представители интернет-сообщества. Надеюсь, что сегодня разговор будет, с одной стороны, достаточно острым, но с другой стороны, корректным. Мы здесь собрались не для того, чтобы друг друга в чем-то переубедить, а попытаться найти ответы на вопросы, которые стоят перед обществом в целом.

Всеволод Чаплин, член Общественной палаты РФ, протоирей, священник Русской православной церкви:
Это, наверное, одна из первых встреч, в которых участвуют представители молодежных объединений разных национальностей, в том числе тех национальностей, которые иногда сталкиваются друг с другом. Конфликты в молодежной среде, к сожалению, стали реальностью. Иногда нам говорят с экранов и газетных страниц, а особенно из отчетов чиновников мы слышим, что все хорошо, все замечательно, нет конфликтов, есть отдельные случаи бытовых или отдельных интересов, под этими столкновениями нет ни национальной, ни религиозной почвы, ни культурной почвы. Но мы с вами хорошо знаем, что на самом деле бытовые и экономические конфликты могут перерастать в межнациональные и даже межрелигиозные конфликты, когда имеется разница культур, когда та или иная сторона конфликта или обе стороны пытаются подтянуть на свою сторону единоплеменников, единоверцев, членов той или иной молодежной группировки, фанатской организации и так далее. Поэтому межнациональные отношения в среде молодежи – это зона риска сегодня, это зона очень опасной реальности, и нам с этой реальностью нужно очень серьезно работать и предлагать органам государственной власти выходы из тех конфликтных ситуаций и в целом из ситуаций осложнения отношений, которые есть сегодня в нашей стране.
Молодость – пора поиска истины, справедливости, своего места в жизни, но одновременно это и пора самоутверждения, пора проб и ошибок. Молодые люди ищут свое место в социуме, стараются иногда утвердиться за счет других, это вызывает конфликт. Это естественный конфликт. Мы все были молодыми людьми, а большинство из здесь присутствующих и сегодня молоды, и мы прекрасно знаем, как важно для молодого человека быть уважаемым в обществе, занять достойное место в обществе. Всегда это сопровождается определенными спорами, иногда конфликтами, иногда столкновением интересов, иначе ни в одном обществе не было никогда. Но в то же время видно, что часто эти процессы самоутверждения и конфликты интересов, связанные с самоутверждением, могут кончиться большой бедой, если один из этих конфликтов или несколько из этих конфликтов взорвет межнациональные отношения в стране.
Есть разница культур. Есть связанное с этой разницей недопонимание одной частью молодежи другой части молодежи. Как разрешить эти конфликты, как выйти из них? Я уверен, что самый лучший способ их разрешения это не ждать, когда кто-то умный, взрослый, облеченный властью за тебя что-то придумает, а вступать в диалог и вырабатывать взаимоприемлемые правила общежития, которые молодые люди сегодня могли бы предложить власти и обществу, чтобы сделать их частью нормы, частью правового поля.
Нас сегодня пытаются обучить безжизненным рецептам построения человеческого общежития, которые навязывают некоторые международные организации. У нас всегда были в России свои рецепты мирной совместной жизни людей разных национальностей. Нам нужно обновить эти модели, нам нужно обносить способность к прямому диалогу и к тому, что молодые люди без предубеждений, без предварительных условий договаривались бы друг с другом о том, как вместе жить, и эти договоренности предлагали старшему поколению в качестве примера.
Известно, что у нас есть определенное количество людей, которые настаивают на том, что общественное пространство должно быть полностью светским, свободным от религии. Есть определенное количество людей, особенно в исламских регионах, которые считают, что общественная жизнь должна строиться на основе принципов, связанной с религией. И тех, и этих людей нужно уважать. И те, и эти люди никуда не денутся из нашего общества. Я считаю очень опасными утверждения о том, что одна или другая сторона этого спора не имеет права на то, чтобы определять жизнь своего малого социума или жизнь нашего большого социума. Любые идеи, любые общественные модели имеют право на состязание в этом споре и на то, чтобы мирным путем эти модели утверждались среди тех людей, которые не хотят их утверждать в собственной жизни. Поэтому я считаю, что спор о месте религии в жизни того или иного народа, того или иного селения, той или иной социальной группы, должен вестись максимально открыто, без предубеждений, без навязывания той или иной модели отношения к религии в жизни общества со стороны лиц, которые эту модель не исповедуют. Я считаю очень-очень важным, чтобы этот вопрос также обсуждался открыто, особенно в ходе диалога на Северном Кавказе и в ходе диалога между жителями Северного Кавказа и жителями другой части России.

Альберт Крганов, член общественной палаты РФ, председатель Духовного управления мусульман Чувашии:
Все мы знаем, что Россия складывалась изначально как многонациональное, многоконфессиональное государство, его еще называют Святой Русью. Мы с этим согласны в том, что и мусульмане, и наши братья православные принимали добровольно веру в России. Не было никакого насильственного акта. Тем не менее сегодня есть проблемы. Нельзя на них закрывать глаза. Не хватает сегодня внимания нашей молодежи. В центре и в регионах даже спортзалы молодежь не может посещать бесплатно, не каждая семья может себе позволить посещать спортзал, вот с этого и начинается. Молодежь иногда не видит путей самореализации, не может использовать свой потенциал. И власть, и институты гражданского общества должны об этом подумать. На улицы выходят не пенсионеры, а молодежь, молодежь недовольная. И мы должны, разговаривая с нашей молодежью на их языке, выстроить диалог.
Что касается вопросов межнациональных, межрелигиозных отношений, вы все прекрасно знаете. Это складывалось изначально. Слава Богу, есть взаимопонимание. Отец Александр Мельник пишет как во времена воинствующего атеизма, когда разрушали храм в Поволжье, мусульмане занесли обратно стол в алтарь. Те просто опешили – даже христиане, а мусульмане такой поступок совершили. Еще наши дедушки, имамы рассказывали, когда их ссылали в Сибирь, они вместе пихту пилили - батюшка с одной стороны, имам с другой стороны. Мы должны найти золотую середину между патриотизмом и национализмом. Мы в России держатели «золотых акций» дружбы народов, мы должны этим дорожить и дальше это развивать.
Что касается ислама, хочу сказать, что однозначно нет места провокаторам в исламе. Нельзя использовать в своих корыстных целях святую истину, Коран говорит от имени Всевышнего. Просто используя невежество даже верующих людей, мы видим, как некоторые политики в угоду своим корыстным целям подменяют понятия. От этого в первую очередь страдают сами мусульмане. Мы уже устаем оправдываться, что мы не радикалы, что мы не экстремисты, что мы также хотим в мире и доброжелательстве жить. Здесь возникает вопрос образования. Наша молодежь должна знать культуру народов. И мусульмане должны знать культуру соседей своих, и наши соседи должны знать, что мы не дикари, что мы живем цивилизованной культурной жизнью. К этому призывает нас наша вера.
34590 просмотров