Председатель организации “Европейская интеграция”, политолог Карен Бекарян в интервью ВК рассказал о своем видении перспектив карабахского урегулирования и роли в нем России.
- После трехсторонней встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Казани ситуация вокруг процесса карабахского урегулирования по-прежнему остается неясной. Можно ли то же самое сказать о подходах армянской стороны переговорного процесса?
- Представляется, что подходы армянской стороны переговорного процесса по разрешению этого затяжного конфликта, начиная с подписания перемирия в 1994 году, еще никогда не были так четко сформулированы, как сегодня. Официальный Ереван не использует фраз, для понимания которых нужно читать между строк, внятно высказывая свою точку зрения о необходимости реализации пункта международного права о праве народов на самоопределение. Как мне кажется, именно эта четкость в нашей позиции сегодня приводит к тому, что международное сообщество стало более сбалансировано воспринимать карабахскую проблему, в отличие от периода предшествующего появлению на столе переговоров мадридских принципов. Вернувшись к периоду до 2007 года, когда, собственно, и появились эти принципы, мы увидим, что тезис о территориальной целостности всегда доминировал над принципом самоопределения. Сегодня же ситуация обстоит совершенно иначе, поскольку оба вышеуказанных принципа рассматриваются международным сообществом как равнозначные.
- Азербайджан выступает категорически против участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Является ли это одной из причин торможения переговорного процесса по мирному урегулированию конфликта?
- Безусловно. В любой момент, когда Армения и Азербайджан будут готовы подписаться под каким-либо документом, Нагорный Карабах может выступить с собственной позицией, которую игнорировать будет довольно сложно. Именно это является причиной того, что мы периодически видим сопредседателей МГ ОБСЕ в Нагорном Карабахе. Поэтому весьма логично, что очень скоро мы увидим резкое изменение ситуации в переговорах. Дело в том, что мы часто забываем, что Азербайджан в свое время отверг идею общего государства, поэтому сегодня все его заявления о готовности дать высшую степень автономии Нагорному Карабаху всерьез не воспринимаются. Если у Баку действительно есть такое желание, то тогда зачем же надо было отвергать идею общего государства, содержащую в себе уясненный механизм автономии? Поэтому если вдруг случится так, что Мадридские принципы будут сняты с повестки дня переговоров по карабахскому урегулированию, то новый возможный пакет урегулирования вполне может предполагать переговоры в формате Нагорный Карабах – Азербайджан. И дело тут отнюдь не в проармянских настроениях посредников, а в самой логике переговорного процесса. При этом, в случае снятия Мадридских принципов с повестки дня процесса, Баку получит прекрасный шанс зафиксировать успех лишь в случае прямого диалога с Карабахом, поскольку сторонам будет дано немалое время для достижения консенсуса. Если же консенсус все же не будет достигнут, то остается сохранение статус-кво, столь неприемлемое для Азербайджана. Есть еще один вариант – возобновление войны в регионе. Но и здесь рисков множество, так как азербайджанское общество ожидает блицкрига, но исходя из сложившегося баланса сил на линии противостояния уже сегодня очевидно, что, по крайней мере, достижение блицкрига невозможно.
- Активизация России, в частности президента Дмитрия Медведева в урегулировании карабахского конфликта очевидна. Каковы его шансы на успех, особенно в преддверие парламентских и президентских выборов в РФ?
- Не думаю, что активность президента Медведева на карабахском фланге внешней политики РФ в ходе предвыборных кампаний спадет. Мне кажется, что будет иметь место обратный процесс, поскольку в данном случае дальнейшая политическая карьера Медведева будет зависеть, в том числе и от его успешной внешней политики, в которой карабахская тематика занимает отнюдь не последнее место. Если же президенту России удастся зафиксировать хоть какой-то успех в разрешении этой проблемы ближе к выборам, то в этом случае эффектность успеха с точки зрения пиара будет намного более существенной. Следуя этой логике, мне не кажется, что президент России ослабит свое внимание к карабахскому процессу в ближайшие месяцы.
- Сегодня многие западные эксперты говорят об опасности монополизации урегулирования карабахского конфликта со стороны Москвы. Вы с ними согласны и что это может сулить его сторонам, в частности армянской?
- Начнем с того, что монополизация посредничества в карабахском урегулировании, вне зависимости от того, будет ли это Россия США или Франция, содержит в себе огромную опасность. Поэтому вопрос, согласована ли активность России на карабахском направлении с Западом, для меня даже не актуален. При этом, говоря об опасности, следует заметить, что она относится не только к Армении, но и к Азербайджану. Мы очень часто употребляем словосочетание “двойные стандарты”, так вот, это закон политики. Каждое государство руководствуется собственными интересами, и свой подход относительно той или иной проблемы строит в зависимости от данной политической конъюнктуры. Это касается и США, и России, и Франции. Именно поэтому конфликт, прежде всего, следует решать его сторонам, хотя роль посредников, несомненно, немала. Более того, я считаю, что нам не следует преувеличивать значение заявлений лидеров ведущих держав, призывающих стороны конфликта воздержаться от возобновления войны. Ни пятидневная война 08.08.08, ни периодические предупреждения не являются гарантиями безопасности для армянской стороны. Гарантией безопасности является наша армия. Политической ситуации и интересы государств – это те категории, которые не всегда являются последовательными и однозначными. Соответственно, не всегда лидер великой державы будет придерживаться одной и той же позиции.