Вестник Кавказа

Армяно-турецкое сближение отложено в "долгий ящик"

Сусанна Петросян, Ереван
22 августа Великое национальное собрание Турции объявило утратившими силу протоколы о нормализации армяно-турецких отношений. Кроме протоколов, согласно решению турецких законодателей, также утратили силу свыше 800 законопроектов. Действия депутатов соответствовали законодательству. Так, согласно внутреннему уставу парламента, если в течение четырехлетнего цикла работы Великого национального собрания те или иные документы не были приняты, то они признаются недействительными. Парламент Турции 23-го созыва в августе прекращает полномочия, а согласно Конституции страны, неутвержденные им документы, в их числе и армяно-турецкие протоколы, объявлены утратившими силу.

Напомним, что 10 октября 2009 года в Цюрихе состоялось подписание армяно-турецких протоколов "Об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой" и "О развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой". Документы подписали главы МИД Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмед Давудоглу. На церемонии подписания присутствовали госсекретарь США Хиллари Клинтон, главы МИД России и Франции Сергей Лавров и Бернар Кушнер, а также тогдашний генеральный секретарь Совета Европейского Союза Хавьер Солана. Согласно договоренности, после подписания протоколы были переданы на ратификацию в парламенты, однако так и не были ратифицированы ни той, ни другой стороной.

Официальный Ереван не выразил никакого отношения к вопросу об изъятии протоколов с повестки дня турецкого парламента. Из президентского дворца и внешнеполитического ведомства не последовало каких-либо заявлений или комментариев. Между тем, реакция политиков и экспертов на этот шаг не заставила себя долго ждать. В целом, отношение на это решение турецкого парламента было двояким. С одной стороны, некоторые политики и эксперты указали, что этот шаг показывает неуважение Турции к подписанному документу и тем самым созрел момент для того, чтобы армянская сторона отозвала подпись под протоколами.

Так, по словам руководителя офиса "Ай Дата" по политическим вопросам партии АРФ "Дашнакцутюн" Киро Манояна, несмотря на то, что Турция объясняет это решение процедурными вопросами, такое отношение Анкары к этому документу более чем унизительно для Армении, ибо говорит о безразличном отношении Турции к протоколам и поэтому настало время, чтобы Армения отозвала свою подпись под ними. Аналогичного мнения придерживается и член-корреспондент Национальной академии наук Армении, директор Института востоковедения Рубен Сафрастян: "Правительство Турции не проявляет никаких признаков позитивного отношения к нормализации отношений с Арменией. Почему же мы должны продолжать проявлять заинтересованность? Сейчас уже абсолютно нет смысла сохранять подписи Армении под протоколами".

Правление одной из традиционных партий - партии Рамкавар-Азатакан Армении обратилось с призывом к властям признать армяно-турецкие протоколы недействительными.

Согласно другой точке зрения, которую высказывают представители армянского экспертного сообщества, решение парламента Турции обусловлено чисто технической процедурой, согласно которой оставшиеся в большой повестке парламента бывшего созыва законодательные инициативы, международные договоры, по которым не принято никаких решений, аннулируются. Всего было отозвано 898 законопроектов, не связанных с армяно-турецкими протоколами и следовательно здесь "не следует искать происков турецкой дипломатии". В дальнейшем правительство, либо другой субъект, имеющий право на законодательную инициативу, могут вновь включить в повестку парламента нового созыва данные вопросы или часть из них.

"Новый парламент Турции начнет свою работу осенью. И только после утверждения повестки нового парламента можно будет говорить о политическом решении в зависимости от того, включит правительство протоколы в повестку парламента или нет", - считает тюрколог Левон Овсепян. По его мнению, в Турции это обычная практика. Так, в 2002 году в связи с парламентскими выборами было аннулировано 1280 вопросов повестки, в том числе проект бюджета на 2003 год, проект поправок к регламенту парламента и прочее.

Тем не менее очевидно, что процесс, нацеленный на нормализацию армяно-турецких отношений, отложен "в долгий ящик" и потерял свою актуальность. Зафиксированное в мае 2008 года потепление, которое началось с активизации контактов представителей НПО обеих стран, а затем и так называемая "футбольная дипломатия" вначале пошли на убыль, а ныне о них и вовсе подзабыли в обеих странах.

В Ереване на первый план вновь вышли внутриполитические проблемы. Для армянской общественности, как и три года назад, проблемой номер один остаются нераскрытые убийства 1 марта 2008 года. К тому же, нерешенный политический кризис усугубился тяжелейшей социально-экономической ситуацией.

В свете таких проблем как курдская и сирийская, армяно-турецкие протоколы отошли на второй план и для Турции. По словам замдекана факультета востоковедения Ереванского госуниверситета Рубена Мелконяна, роль Турции на Ближнем Востоке возросла, сегодня она стала как бы спикером и посредником США в этом регионе. По мнению ученого, с учетом всего этого, Турции будет еще легче игнорировать внешнее давление в вопросе армяно-турецких протоколов.

Нельзя исключать, что протоколы могут вернуться в повестку турецкого парламента, но сегодня они отложены в долгий ящик и трудно сказать, когда процесс армяно-турецкого сближения вновь актуализируется.
17330 просмотров