Вестник Кавказа

Транскам под контролем природы и таможни

Олег Кушаты
Неделю Транскавказская автомагистраль была закрыта из-за обильного снегопада – с 7 по 14 марта. Движение между Южной и Северной Осетией было полностью прекращено. Накопившийся на склонах гор снег грозил обрушиться на дорогу в любую минуту. Вероятность схода лавин, как правило, усиливается в дневное время, когда солнце пригревает склоны. Поэтому наиболее рисковые местные жители ездят по Транскаму ночью, с девяти вечера до девяти утра. 7 марта при обвале скалы в районе Чёртова моста, на югоосетинском участке трассы, погиб бульдозерист Юрий Шкаленко. Почти каждый зимний сезон при различных обстоятельствах эта дорога уносит чьи-то жизни.

Перекрытие трассы совпало с заметным дефицитом продовольственных товаров в Южной Осетии. Из магазинчиков исчезли многие ходовые и скоропортящиеся продукты. Легче всего было объяснить этот дефицит отсутствием движения, но, как оказалось, есть у него и другая, более серьезная причина, к стихии отношение не имеющая.

Еще до обильного снегопада на государственной границе в районе селения Нижний Зарамаг у таможенного поста скопились автомашины югоосетинских предпринимателей. Таможенники формально не препятствовали ввозу товаров в Южную Осетию. Просто потребовали растаможить их по всем правилам. А это значит, что предпринимателям надо было это делать фактически в ущерб себе. Как рассказали мне эксперты в Цхинвали, прежде «те, кто стоял на границе, входили в их положение» и не требовали официального оформления всего груза. Правила с недавних пор изменились. Теперь следует оформлять все по всем правилам. Но уплаченные за это большие суммы перечеркивают возможность предпринимателей продавать продукты по приемлемым ценам обедневшим жителям Южной Осетии. Растаможка заполненных товарами грузовой «Газели», в среднем может обойтись в 40 тыс. рублей.

Покупательская способность жителя республики сегодня невысока. Средняя зарплата составляет 6 тыс. рублей, но имеют работу здесь далеко не все… Выход из сложившейся ситуации отыскать непросто, полагают мои собеседники в Цхинвали. Вновь уговорить таможенное начальство «вернуться в положение» югоосетинских бизнесменов уже не получится. Заключение специального межгосударственного соглашения о введении льгот для предпринимателей Южной Осетии пока не намечается. Ситуацию могут спасти появляющиеся в югоосетинской столице крупные оптово-розничные базы. Пересекать границу их транспорту с большими партиями продуктов все-таки не так накладно. Но некоторые мои собеседники усмотрели в этом тенденцию по удушению мелких предпринимателей в интересах крупных торговых баз. Представители среднего и мелкого югоосетинского бизнеса провели 9 марта акцию протеста у Дома правительства республики с требованием к властям вмешаться в пограничную ситуацию, пока цены на продовольствие не подскочили в республике до неприемлемого уровня. Власти пообещали им разобраться и оказать помощь. Как, впрочем, они всегда в подобных случаях и поступают.
19455 просмотров