Вестник Кавказа

Борьба за освобождение политзаключенных в Армении

Сусанна Петросян, Ереван
Армянский комитет по защите политзаключенных и репрессированных собирается провести 10 декабря, в международный День защиты прав человека, акции протеста с требованием освобождения активистов оппозиции. "Отобранные у нас права не вернутся без последовательной борьбы, и если мы не хотим, чтобы наши дети жили в тюрьме, мы должны бороться прямо сейчас, бороться непрерывно",- говорится в заявлении комитета.

До последних президентских выборов, прошедших 19 февраля прошлого года, в Армении было четверо политзаключенных - ветераны карабахской войны Жирайр Сефилян и Вардан Малхасян, главный редактор оппозиционной газеты "Жаманак" ("Время") Арман Бабаджанян, тюрколог Мурад Боджолян. В то время общественные и правозащитные организации спорили об их статусе, но после выборов эти споры были прекращены и всех четверых стали признавать в качестве политзаключенных.

В наборе проявлений нарушения прав человека в Армении (включая право на труд, собственность, свободу проведения собраний и шествий) центральное место, пожалуй, занимает проблема политических заключенных. Эта тема всегда была актуальной в республике, но достигла апогея после президентских выборов. Сопровождаемые фальсификациями и насилием выборы вызвали массовые протесты, в ответ на которые полным ходом заработала репрессивная машина.

По словам защитника прав человека Армении Армена Арутюняна, от советского периода в наследство нынешним властям досталась репрессивная система, основными столпами которой остаются прокуратура и специальная следственная служба. По данным оппозиции, после выборов, в частности, после событий 1 марта (когда в результате применения полицейскими силы против демонстрантов погибло, по официальным данным, десять человек) незаконным приводам в полицию было подвергнуто порядка 5 тыс. активистов оппозиции, были даны санкции на арест почти тысячи человек. Около 500 оппозиционеров взяли под стражу, 120 обвинили в организации массовых беспорядков, в препятствовании работе избирательных комиссий, насилии по отношению к представителям власти…

По словам представителя центра правовой поддержки оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Армена Хачатряна, если до событий 1 марта в некоторых случаях людям удавалось защищать свое право на собственность и прочее, то сейчас это бессмысленно: "После 1 марта права человека более не существуют, они находятся в замученном и истерзанном состоянии".

Согласно последнему докладу по правам человека госдепа США по Армении, власти применили насилие и бюрократические средства для запугивания оппозиционеров: "Полиция избивала находящихся в предварительном заключении людей и в некоторых случаях не обеспечила справедливое расследование. Служба безопасности и полиция действовали безнаказанно и осуществляли самовольные аресты".

Армянские же правозащитники особо отмечают роль судов. "Суды превратились в инструмент попирания прав человека, стали инструментом решения политических проблем. Говорить о справедливом судопроизводстве в Армении не имеет смысла. Эта страница закрыта. Таким образом, тот кто должен защищать, карает, основываясь на политических заказах. Советских диссидентов сажали с тюрьмы на основании приговоров, за которыми стояли политические заказы. Вряд ли что-то изменилось с советских времен", - считает правозащитник, председатель Хельсинкской ассоциации Микаел Даниелян.

По данным офиса Защитника прав человека, по количеству жалоб суды находятся на втором месте после полиции. Люди уверены, что помимо полиции, наиболее часто нарушают права человека именно те учреждения, которые считаются последним оплотом в вопросе защиты прав.

Между тем, эксперты в Ереване воздерживаются от огульной критики судей. "Не хочу говорить обо всех судьях плохо, в конце концов существует презумпция невиновности. Однако когда суды стали получать госзаказы, то нашлись судьи, которые с любовью выполнили и выполняют политические заказы. Они ради власти поставили крест на правосудии",- говорит Армен Хачатрян.

В подавляющем большинстве дел, относящихся к событиям 1 марта, обвинения основаны лишь на показаниях полицейских, в судах была нарушена также статья 86.4 Уголовного кодекса о том, что должностное лицо, проводящее следствие, не может выступать свидетелем на судебном процессе. Эти нарушения в проведении судебных процессов были зафиксированы представителями ПАСЕ. В свою очередь Верховный комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммерберг выразил недоумение тем, что исключительно все судебные решения принимаются на основании показаний полицейских: " Для меня непонятно то, что люди, на основании показаний которых выдвигаются обвинения, сами ответственны за насильственные действия".

В резолюциях ПАСЕ, относящимся к Армении, звучит требование к властям Армении освободить заключенных, не имеющих отношения к совершенному 1 марта насилию. Именно под воздействием ПАСЕ парламент Армении летом этого года принял закон "Об амнистии". Под амнистию подпали люди, осужденные по статье 225 Уголовного кодекса - "организация массовых беспорядков". Амнистия, таким образом, распространилась на 35 из более 50 активистов оппозиции, сидящих в тюрьмах, а правозащитные организации намерены бороться за освобождение остающихся в неволе.
18100 просмотров