Вестник Кавказа

Выйдет ли Турция из НАТО

"Вестник Кавказа", National Interest
Выйдет ли Турция из НАТО

Вчера вечером президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган позвонил своему российскому коллеге Владимиру Путину, чтобы поговорить о Сирии и о Ливии. Оба выразили обеспокоенность обострением обстановки в Идлибской зоне деэскалации. Путин обратил внимание Эрдогана на резкую активизацию террористических группировок, атаки которых привели к многочисленным жертвам среди мирного населения.

Президенты согласились не отходить от своих договоренностей по Идлибу, предусматривающих наращивание совместных усилий по нейтрализации экстремистов, а также принять безотлагательные меры, по линии министерств обороны для повышения эффективности координации действий в Сирии. Что касается Ливии, то Путин и Эрдоган говорили о необходимости соблюдения установленного в стране с 12 января режима прекращения боевых действий и реализации итогов Берлинской международной конференции 19 января.

Между тем, National Interest в материале Forget About the F-35: Could Turkey Quit NATO? отмечает, что Эрдоган во время своей недавней поездки в Белый дом столкнулся с критикой обеих партий в Конгрессе. Наступление Анкары на Сирию, благословенное Трампом и вызвавшее осуждение его администрации как со стороны самых жестких критиков президента, так и со стороны его союзников, стало очередным шагом Турции, который сигнализирует о том, насколько Анкара отдалилась от своих традиционных союзников по НАТО.

Альянс перестал отвечать национальным интересам Турции, и геополитические тенденции указывают на смещение Анкары в сторону Востока. Выход страны из альянса, если таковой слоучится, не будет беспрецедентным: Шарль де Голль вывел Францию из НАТО в 1967 году.

Кульминационным моментом для Анкары в отношениях с НАТО стало уничтожение турецкими ВВС в 2015 году российского истребителя Су-24 и гибель члена экипажа. Тогда обеспокоенные наблюдатели боялись, что инцидент перерастет в более масштабную войну. Однако, когда США отказались поддержать турецкую версию трагедии, Эрдоган извинился и пообещал сделать все возможное, чтобы восстановить отношения с Россией, на что Москва ответила взаимностью.

В результате выхода из НАТО Турция обретет стратегическую независимость от США и Европы. Эрдоган больше не будет находиться в неловком геополитическом положении. Анкара освободится от давления НАТО и ЕС, которые не могут удовлетворить ее интересы. Подобное решение избавит Турцию от необходимости выполнять любые обязательства перед альянсом и обеспечит максимальную стратегическую гибкость для использования своего влияния на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и даже в Африке, не беспокоясь о критике Запада.

Турция также будет более свободна в расширении нового партнерства с Россией, используя техническую помощь Москвы для укрепления своей развивающейся оборонной промышленности и закупая больше российского военного оборудования, например, систем ПВО С-400.

В Анкара считают, что российские поставщики оборонных услуг более надежны, поскольку их не беспокоит позиция президента Эрдогана в области прав человека. Турецкий дипломат как-то сказал в интервью Defense News: ”Наш импорт оружия из западных стран ограничен. Ни у одной из них нет монополии на какую-либо систему, которую мы можем легко приобрести у других поставщиков. Незападные поставщики стремятся заменить западных производителей”. На коммерческом фронте Анкара будет активно участвовать в китайской инициативе ”Один пояс - один путь”.

После выхода из альянса у Партии справедливости и развития будет возможность добиться статуса сильной державы для Турции. Помимо этого, Анкару не будут критиковать за "геноцид армян".

Несмотря на заверения президента Трампа в теплых отношениях со своим турецким коллегой, в целом у Вашингтона восприятие иное. Союзник Трампа сенатор Линдси Грэм (республиканец, Южная Каролина) выступил соавтором законопроекта, поддерживающего экономические санкции против Анкары за одностороннее наступление на курдов. Дуг Бэндоу из либертарианского Института Катона отмечает: "Единственная серьезная потенциальная угроза безопасности для Европы сегодня - Россия. И все же не стоит надеяться, что Турция встанет на сторону НАТО в возможном конфликте. Внешняя политика Анкары сейчас сильно отличается от политики западных государств, и ее отношения с Россией, в том числе в рамках сотрудничества по Сирии, не позволят ей бросить вызов Москве в регионе или где-либо еще”. В свою очередь, Центр за американский прогресс задается вопросами, насколько далеко Турция готова дистанцироваться от норм альянса, и должен ли западный блок готовиться к наихудшему сценарию?

Отдаление и ухудшение отношений уже началось. Пентагон исключил Анкару из программы F-35 Joint Strike Fighter из-за покупки российских С-400. Недавно члены Палаты представителей проголосовали за признание "геноцида армян", хотя ранее Конгресс не решался на такой шаг.

Согласно стратегическим замыслам Эрдогана, выход из НАТО будет означать восстановление исторической позиции Турции между востоком и западом, что позволит стране получать выгоду на обоих фронтах. Профессор Кристофер Кокер из Лондонской школы экономики отмечает, что ”Турция, подобно Венгрии, отдаляется от Запада, становясь государством Ближнего Востока, гордящимся своим османским прошлым. Страна находится на пути становления нелиберальной демократии с этнонационалистической базой”. Подобное видение исключает членство в НАТО, и нельзя исключать выход государства из НАТО в качестве следующего шага Турции.

15160 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ