Вестник Кавказа

Возможно ли переселение армян из Сирии и Ливана на оккупированные территории Нагорного Карабаха

На минувшей неделе активно обсуждался вопрос о переселении армян из Ливана и Сирии на территории так называемой "НКР". СМИ писали о готовящейся в Армении грандиозной программе по заселению оккупированных территории, а также о тайном размещении отдельных военизированных ячеек курдских бандформирований. По версии зарубежных СМИ, в Армении не исключена подготовка к полномасштабной агрессии в Нагорном Карабахе, которая может быть осуществлена руками ближневосточных наемников или в результате масштабного миграционного проекта.

Говоря о переселении больших масс людей важно понимать, что оно не осуществляется исключительно по принципу этнического родства. Для расселения людей нужная соответствующая экономическая база и инфраструктура. Это касается, прежде всего, доступного жилья и трудоустройства. Теоретически в Армении и "НКР" не должно возникнуть проблем по размещению хотя бы первой волны переселенцев, поскольку из стран продолжается отток населения. Однако ни государственные, ни муниципальные службы не спешат публиковать данные о реальном состоянии жилищного фонда Армении и оккупированного Карабаха.

С другой стороны, блокадная экономика Армении и оккупированного Карабаха за более чем четверть века привела к деурбанизации, ставшей естественным следствием неурегулированного карабахского конфликта. Среднестатистический армянский обыватель вынужден поддерживать собственное хозяйство, рассчитывая на себя, а не на оплату труда. Условия для ведения бизнеса в Армении и "НКР" экстремальны, поскольку транспортные ограничения существенно удорожают конечную стоимость любой продукции, а перспективу жить натуральным хозяйством даже для беженцев сложно назвать привлекательной. Экономика Армении и самопровозглашенной "НКР" не в состоянии в короткий промежуток времени трудоустроить десятки тысяч людей, хотя бы потому, что финансовые структуры Армении во многом ориентированы на средства зарубежного армянства, а не на собственное производство. В этой связи эксперты скептически относятся к какому–либо масштабному переселению.

Кроме сухой экономики существуют и ментальные особенности, так или иначе препятствующие любому кардинальному изменению этнической карты самопровозглашенной "НКР". Оккупация семи прилегающих к Нагорному Карабаху районов проходила под лозунгом "освобождения исконных земель", сформировав целое поколение "освободителей". Карабах сегодня во многом представляет собой этнотерриториальное пространство, в котором идея "освобождения" поддерживается на всех уровнях вплоть до воспитания младшего поколения. Ни одна программа не в состоянии предотвратить вероятный конфликт между милитаристским мировоззрением внушительной части сегодняшней карабахской общественности и любым культурным влиянием, которое не воспринимает идеологию конфронтации. Для армян Сирии и Ливана неестественно находиться в условиях идеологической вражды к своим соседям или тюркскому миру. Культурная парадигма, которая укоренилась в Армении и "НКР" за годы блокады, вряд ли сможет предложить переселенцам нечто иное кроме как ассимиляцию. Частные случаи переселения возможны, но говорить о массовом характере крайне затруднительно.

Сомнительными выглядят также возможности армянской разведки вести переговоры с курдским подпольем, с которым, ввиду его непредсказуемости, готовы были сотрудничать лишь сильнейшие западные разведки. Сложно представить, какую именно поддержку карабахским сепаратистам могут оказать боевики Рабочей партии Курдистана (РПК), принимая во внимание, что курды не входят в список дружественных Армении народов, поскольку фугировали в трагических событиях в Османской империи 1915 года. В случае курдов излюбленный принцип армянской внешней политики "враг моего врага – мой друг" явно не работает. Для армянских националистов Карабах - "армянская вотчина", и курдское военное присутствие на "исконно армянской земле" представляется чем-то из ряда вон.

Что касается изменения демографической ситуации на оккупированных территориях Азербайджана, то она уже изменилась - это произошло в период карабахского кровопролития, в результате чего миллионы армян и азербайджанцев покинули свои дома и стали беженцами и вынужденными переселенцами.

17120 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ