Вестник Кавказа

Сила Азербайджана не только в армии, но и в международном праве

Euractiv
Сила Азербайджана не только в армии, но и в международном праве

Спустя 26 лет после заключения при посредничестве России соглашения о прекращении огня, положившего конец первой карабахской войне в мае 1994 года, 27 сентября конфликт между Арменией и Азербайджаном снова перерос в почти полномасштабную войну. Эскалация конфликта началась после провала переговоров, осуществляемых при посредничестве Минской группы ОБСЕ. Сегодня Азербайджан продолжает требовать восстановления своей международно признанной территориальной целостности, пишет старший советник Центра анализа международных отношений Азербайджана Васиф Гусейнов в статье Azerbaijan’s strength is not only on battlefield, it’s in international law для Euractiv для Euractiv.

Существовал ряд причин, которые не позволили сторонам прийти к соглашению в течение этого длительного периода времени, но камнем преткновения был характер конфликта. В то время как Армения стремилась оправдать свои территориальные претензии на международно признанные территории Азербайджана, ссылаясь на историю, Азербайджан использовал международное право, которое находится на его стороне, поскольку Нагорный Карабах признан международным сообществом, в том числе Советом безопасности ООН, территорией Азербайджанской Республики.

Провал переговоров усилившимся национализмом с армянской стороны. Хотя премьер-министр Армении Никол Пашинян пришел к власти в 2018 году с повесткой дня, обещающей мирное урегулирование конфликта, вскоре он прибег к опасному популизму, предъявляя территориальные претензии не только к Азербайджану, но и к Турции.

Например, на праздновании 100-летия со дня подписания Севрского договора в августе 2020 года премьер-министр Армении призвал свою страну не забывать о договоре, заявив, что "хотя Севрский договор так и не был реализован, он продолжает существовать как исторический факт, который отражает наш путь к восстановлению независимой государственности. Наш долг - помнить его, осознавать и сохранять его символ".

Это были явные претензии на восточные территории современной Турции, поскольку согласно договору, подписанному после Первой мировой войны, большая часть восточных территорий современной Турции должна была быть передана под контроль Армении. Однако этот договор так и не вступил в силу и вскоре был заменен Лозаннским договором, которым были официально признаны международные границы Турции.

Политику Пашиняна сочли опасной даже некоторые известные армяне, призвав его воздерживаться от безрассудных заявлений и предостерегая от "одержимости мечтами". За несколько недель до эскалации Жирайр Липаритян, занимавший пост старшего советника бывшего президента Армении Левона Тер-Петросяна, заявил: "Не знаю, сознательно ли это сделали наши руководители или нет. В этом смысле заявления президента и премьер-министра против Турции равноценны как минимум объявлению дипломатической войны... Вероятно, это был последний шаг, который в глазах наших противников и международного сообщества придает Карабахскому вопросу обоснование как территориальной экспансии".

К сожалению, правительство Армении продолжало игнорировать угрозы, исходящие от их популистской политики и провокационных заявлений. На фоне этого процесса мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном в итоге зашли в тупик.

2 октября в интервью телеканалу "Аль-Джазира" президент Азербайджана Ильхам Алиев обвинил Пашиняна в срыве переговоров, в том, что он спровоцировал Азербайджан и оскорбил чувства его народа.

Судя по ситуации на линии фронта, Армении уже не хватает людей и военной техники, чтобы противостоять контрнаступательной операции Азербайджана. Понеся огромные потери на передовой, премьер-министр Армении в поисках помощи поспешил позвонить ряду мировых лидеров, но, очевидно, без особого успеха.

С самого начала столкновений война сопровождается напряженным противостоянием в информационном пространстве. Как и в случае предыдущих столкновений в апреле 2016 года и июле 2020 года, дезинформация и фейки широко распространяются, чтобы отвлечь внимание местной общественности и международных наблюдателей.

Любопытно, что некоторые фейковые новости также распространялись авторитетными в других отношениях информационными агентствами. Например, с первого дня войны утверждалось, что Турция перебрасывала наемников из Сирии и Ливии в Азербайджан для борьбы против Армении. Это заявление вызвало такой резонанс, что его подхватили даже Reuters и Guardian. Однако проблема заключалась в том, что эта "информация" распространялась без единого доказательства или, в лучшем случае, со ссылкой на неустановленных людей или их родственников. Даже Эммануэль Макрон, президент Франции, которая обязана сохранять нейтралитет в армяно-азербайджанском конфликте как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, повторил дезинформацию, не представив никаких доказательств.

На самом деле это не совпадение, поскольку подобные истории о сотрудничестве Азербайджана и террористических группировок на Ближнем Востоке распространялись при любой эскалации конфликта. В апрельской войне 2016 года Азербайджан обвинили в переброске террористов ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) на передовую, что было быстро опровергнуто. Председатель правления Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев писал: "Азербайджан является страной с сильными светскими традициями, которая преследовала исламских радикалов в полном объеме закона, заключала в тюрьмы боевиков ИГИЛ, поддерживала операции США в Афганистане и Ираке и оказывала помощь западным спецслужбам в искоренении терроризма".

Фейки не повлияли на контрнаступительную операцию Азербайджана по освобождению его международно признанных территорий. В своем обращении к народу 4 октября президент Алиев отверг международные призывы к прекращению огня до тех пор, пока вооруженные силы Армении не покинут международно признанные территории Азербайджана.

Президент подчеркнул, что Азербайджан ведет боевые действия на своей территории и, следовательно, имеет полное право положить конец оккупации. Алиев также направил позитивный сигнал армянам, проживающим в Нагорном Карабахе: "Мы призываем их жить вместе с нами, как и представители многих других национальностей и этнических меньшинств в Азербайджане".

Принимая во внимание огромные гуманитарные потери в результате военных действий, Азербайджан надеется, что Армения признает требования резолюций Совета безопасности ООН 1993 года, выведет свои вооруженные силы с оккупированных территорий Азербайджана, и в регионе будет восстановлен мир.

14610 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ