Вестник Кавказа

Самый неблагоприятный год для новой иранской сделки

Bloomberg

В конце января следующего года руководить США будет либо переживающая не лучшие времена администрация Дональда Трампа, либо администрация Джо Байдена, стремящаяся взять бразды правления в свои руки и переориентировать внешнюю политику. Оба лидера стремятся как можно скорее договориться с Тегераном. Bloomberg в материале Why 2021 Would Be Inauspicious For a New Iran Deal пишет, что Трамп уже хвастался возможностью заключить сделку с ИРИ за месяц; Байден захочет показать прогресс в достижении своих внешнеполитических целей в течение первых 100 дней пребывания в должности.

И президент США, и его соперник взяли на себя обязательство уделять приоритетное внимание отношениям ИРИ. Байден заинтересован в возвращении к ядерной сделке 2015 года, но с некоторыми оговорками. Трамп хочет подписать более жесткое соглашение, которое охватит такие вопросы, как региональное вмешательство Ирана и ракетные программы страны. В обоих сценариях первым вероятным стимулом для Ирана будет ослабление американских санкций в отношении экспорта нефти.

Но есть неудобный факт, который никто не признает: мировые нефтяные рынки, и особенно производители нефти в странах Персидского залива, не готовы приветствовать возвращение иранской нефти. В начале 2021 года, когда США активизируют усилия по заключению сделки с Ираном, арабские государства Персидского залива будут подсчитывать издержки двойного кризиса 2020 года: российско-саудовской нефтяной войны и пандемии коронавируса. Самый оптимистичный прогноз цен на нефть, ориентирующийся на утверждение регулирующими органами хотя бы одной вакцины против Covid-19 в США к концу 2020 года, предполагает восстановление цены до $65 за баррель к концу 2021 года. Это ниже уровня безубыточности для большинства стран Персидского залива даже при резком ограничении бюджета.

Возвращение иранской нефти приведет к еще большему снижению цен и усугубит положение арабских производителей, не предвещая ничего хорошего для шансов на сделку между США и Ираном. Чтобы добиться успеха, любой компромисс с Ираном должен учитывать интересы его соседей, особенно Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна. Но они не смогут вести переговоры, если будут находиться в более слабом экономическом положении.

Что еще больше осложняет ситуацию, независимо от того, кто победит в Белом доме, в Конгрессе США в 2021 году обязательно будет битва за саудовско-американские отношения, с двухпартийными призывами к приостановке или сокращению продаж оружия в качестве наказания за предполагаемые нарушения Эр-Рияда, начиная от обращения с журналистами и заканчивая утверждениями о разведывательных операциях на территории США.

Администрация Байдена будет особенно жесткой по отношению к Саудовской Аравии. Согласно его предвыборной кампании, он пересмотрит двусторонние связи. Одна из идей, обсуждаемых внешнеполитической командой Байдена, состоит в том, чтобы продемонстрировать неудовлетворенность, поставив саудовцев в дипломатический угол в начале 2021 года, а затем к концу года возобновить нормальные дипломатические отношения и связи в сфере безопасности.

Попытка заключить новую сделку в такой атмосфере только разозлит Эр-Рияд и будет способствовать изменению поведения Саудовской Аравии. Возможность перехода руководства от короля Салмана ибн Абдул-Азиза к наследному принцу Мохаммеду ибн Салману увеличивает риски: если загнать в угол принца, он будет еще менее терпим к инакомыслию дома и конкуренции в регионе. При наихудшем варианте развития событий  он может почувствовать необходимость продемонстрировать силу против иностранных противников.

Иран, с другой стороны, будет иметь значительные рычаги влияния в 2021 году, если глава Белого дома окажется заинтересован в сделке. Но, учитывая ужасающе состояние экономики республики и удушение американскими экономическими санкциями, Тегеран можно убедить вернуться к переговорам в обмен на облегчение, не связанное с экспортом нефти. И это, вероятно, лучшая стратегия для всех сторон: медленное продвижение в 2021 году со стимулами для деэскалации региональной напряженности и содействие экономическому восстановлению, но не возвращение Ирана на нефтяные рынки.

Вместо того чтобы торопиться с новой сделкой, США должны убедить Иран и его арабских соседей в 2021 году укреплять доверие, например, посредством сотрудничества в борьбе с пандемией коронавируса и других форм экономического взаимодействия, которые казались возможными, когда ядерная сделка была заключена в 2015 году.

Иран, в свою очередь, может проявить добрую волю, по крайней мере публично отказавшись от поддержки повстанцев-хуситов в Йемене и прекратив поставки оружия и обучение. Возвращение инспекторов из Агентства ООН по надзору за ядерной безопасностью даст Тегерану возможность продемонстрировать готовность сотрудничать с международными инициативами. Он может даже начать предварительные переговоры о прекращении дальнейших работ по обогащению.

Тем временем арабские государства Персидского залива могут в течение следующего года заняться восстановлением своей экономики, пострадавшей от мер жесткой экономии и, возможно, ускорить приватизацию, а также осуществление туристических инициатив. Таким образом, на фоне восстановления мировой экономики, 2022 год может стать более благоприятным временем для заключения новой сделки с Ираном.

8170 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ