Поезда пошли из Китая в Узбекистан, но киргизская часть полотна отсутствует

Поезда пошли из Китая в Узбекистан, но киргизская часть полотна отсутствует

В начале июня было объявлено, что первый грузовой поезд покинул китайский город Ланьчжоу и направился в Ташкент. Однако часть железной дороги, проходящая через Киргизию, не достроена.  Радио Свобода в материале Kyrgyzstan The Missing Link In China's Railway To Uzbekistan...And Beyond пишет, что железная дорога ”Китай-Киргизия-Узбекистан” (ККУ), может стать грандиозным проектом, задуманных десятилетия назад, но так и неосуществленных. Однако надежда на реализацию проекта все еще есть, хотя придется подождать до лучших времен в мировой экономике.

Чтобы компенсировать отсутствие киргизской части железнодорожного полотна, была разработана автомобильно-железнодорожная грузовая линия. Поезд, который отправился с вокзала Ланьчжоу везет 230 тонн электрооборудования стоимостью $2,6 млн. Сначала поезд отправился в Кашгар в западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района, недалеко от границы с Киргизией. Из Кашгара товар был загружен на грузовики и отправлен на запад через Киргизию в город Ош, где был снова загружен на поезд, уже направляющийся в Ташкент. Назад в Китай поезд из Ташкента отправится с 525 тоннами узбекского хлопка.

17 июня президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков провел встречу с министром иностранных дел Чингизом Айдарбековым, министром транспорта и автомобильных дорог Жанатом Бейшеновым и главой государственной железнодорожной компании ”Киргизия темир жолу” Василием Дашковым, чтобы обсудить железнодорожные вопросы, включая линию от Китая до Узбекистана. Жээнбеков назвал железнодорожную линию, соединяющую Китай и Узбекистан, одним из крупнейших и стратегически важных проектов для Киргизии.

18 июня на веб-сайте ”Кыргыз темир жолу” появилось сообщение о том, что ”строительство железной дороги ”Китай-Киргизия-Узбекистан” начнется через месяц”. Глава компании Дашков заявил, что не видит никаких ”особых препятствий” для завершения проекта, разве что ”необходимо довести до ума некоторые аспекты”. Однако сообщение было удалено с сайта 19 июня. Начальник отдела проектирования и строительства железных дорог ”Кыргыз темир жолу” Жамшитбек Калилов сказал, что пост от 18 июня - какое-то недоразумение, и в июле строительство не начнется.

Путь не через Киргизию

Калилов сказал, что переговоры с китайскими и узбекскими официальными лицами продолжаются, но не решены проблемы с финансированием и размером колеи. Железная дорога ККУ обсуждается со второй половины 1990-х годов. Премьер-министры Китая, Киргизии и Узбекистана встретились на киргизско-китайском перевале Эркеч-Там 21 июля 1997 года, где открыли контрольно-пропускной пункт обещали открыть шоссе  Андижан – Ош - Кашгар. Правда, шоссе начали использовать для перевозки грузов только в начале 2018 года, когда было обещано, что железная дорога вскоре соединит три страны.

В июне 2001 года министр транспорта и коммуникаций Киргизии Кубанычбек Джумалиев объявил о достижении соглашения о строительстве железнодорожной линии ККУ. В январе 2008 года китайское информационное агентство ”Синьхуа” сообщило, что строительство железной дороги началось, и линия будет завершена в 2010 году. С тех пор о проекте часто упоминали, когда узбекские или киргизские официальные лица встречались с китайскими коллегами, но мало что было сделано для его завершения.

В 2017 году президент Киргизии Алмазбек Атамбаев рассказал о железнодорожном проекте, опровергнув утверждение о том, что поезда не будут останавливаться в Киргизии. Атамбаев предложил, чтобы поезда также обслуживали киргизские города Ат-Баши и Казарман, что является значительным отклонением к северу от первоначального плана, и, как признал Атамбаев, увеличивает стоимость строительства железной дороги на полтора миллиарда долларов. 

По словам Калилова, маршрут не был полностью согласован. В марте 2018 года, когда Калилов был министром транспорта, он заявил, что Китай настаивает на кратчайшем пути из Киргизии. Вероятно, речь шла об использовании контрольно-пропускного пункта в Эркеч-Там, примерно в 230 км к западу от Кашгара, и дороге, по которой грузовики сейчас доставляют товары. Калилов добавил, что Киргизия прилагает ”все усилия, чтобы железная дорога была проложена через Торугартский перевал”, то есть примерно в 165 км к северу от Кашгара, прежде чем повернуть на запад.

Так или иначе, у Киргизии нет дополнительных полутора миллиардов долларов, упомянутых Атамбаевым, а в сообщении от 18 июня, кратковременно размещенном на веб-сайте ”Кыргыз темир жолу”, приводились слова Дашкова о том, что стоимость железной дороги через Киргизию оценивается примерно в $4,5 млрд. Длина ветки составляет всего около 450-500 км, но маршрут проходит через горы, иногда на высоте 2000-3500 метров. Потребуется строительство около 50 тоннелей и более 90 мостов – серьезный заказ для любой страны, и особенно для Киргизии.

По словам Дашкова, ”российская и узбекская стороны готовы нам помочь с финансированием”. Это любопытное заявление, поскольку сложно представить, что Россия потратит деньги на проект, который обеспечит торговый путь между Азией и Европой в обход ее собственной территории.

Тем не менее в конце ноября 2019 года появились сообщения, со ссылкой на Жээнбекова, что Россия предоставила Киргизии 200 млн рублей (около $3,15 млн) на подготовку технико-экономического обоснования железной дороги ККУ. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что в апреле 2020 года были проведены переговоры с Китаем об участии России в строительстве железной дороги.

Лучший маршрут

В начале июня в сообщениях об открытии автомобильно-железнодорожной грузовой линии утверждалось, что если железная дорога будет проходить через Киргизию, для Китая это будет кратчайший путь для торговли с Европой и Ближним Востоком. Сейчас главная железнодорожная линия, соединяющая Китай с Европой и Ближним Востоком, проходит через казахстанский переход Хоргос, и в одном из сообщений утверждается, что при транспортировке через Киргизию и Узбекистан маршрут будет ”на 295 км короче, чем через Хоргос, а время доставки сократиться на пять дней”. Такая перспектива не привлекательна для Казахстана, но некоторые другие страны выиграют от маршрута, если линия ККУ будет расширена дальше на запад.

В одной из статей утверждалось, что маршрут будет проходить через Афганистан, Иран и Турцию в Европу, в то время как в другой говорилось о том, что линия будет пересекать территорию Туркменистана, и на пароме через Каспийское море грузы будут доставляться в Стамбул и в Европу. В идеале можно было бы осуществить оба проекта, хотя любая железнодорожная линия через Афганистан столкнется с теми же проблемами безопасности, которые на протяжении более 20 лет препятствовали строительству линий электропередач и газопровода из Центральной Азии через Афганистан в Пакистан.

Завершение железнодорожной линии ККУ в интересах Китая, поскольку он получит доступ к нефтяному месторождению Мингбулак в Узбекистане. Мингбулак известен тем, что там произошел серьезный разлив нефти - взрыв на скважине в начале марта 1992 года привел к утечке около 285 000 тонн нефти, что в итоге спровоцировало пожар, который бушевал на площади более 60 гектаров в течение примерно двух месяцев. Площадка была заброшена до тех пор, пока Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) не подписала в октябре 2008 года до 2035 года соглашение об открытии и разработке месторождения. В 2015 году работы снова были приостановлены из-за низкой цены на нефть на мировых рынках, но возобновились в 2017 году. CNPC считает, что на месторождении олее 30 млн тонн нефти, то есть на Мингбулаке можно производить около 4000 баррелей в день. Это немного для нужд Китая, зато менее чем в 500 км от границы.

Предполагая, что Киргизия убедит Китай, Узбекистан и всех, кто может финансировать строительство железной дороги, создать несколько остановок в стране, министр транспорта Бейшенов заявил в августе 2019 года, что железнодорожная линия может помочь открыть новые рудники и впоследствии появится возможность экспортировать больше угля, золота, алюминия, железа и других ресурсов. Киргизия почти наверняка не начнет строительство своего участка железнодорожной линии в ближайшее время. Но железная дорога ККУ является одним из двух последних крупных проектов, соединяющих Китай с Центральной Азией, который остается незавершенным (другой проект - четвертая нитка (линия D) газопровода Туркменистан-Китай). Предлагаемое расширение железной дороги в Европу и на Ближний Восток когда-нибудь в отдаленном будущем будет привлекательным решением не только для Китая, Киргизии и Узбекистана, но и для других стран.

4995 просмотров



Вестник Кавказа

в Instagram

Подписаться



Популярные

Не показывать мне больше это
Подпишитесь на наши страницы в социальных сетях, чтобы не пропустить самое интересное!